Размер шрифта
A A A
Цвета сайта
Ц Ц Ц
Перейти на исходную версию
Государственное казённое образовательное учреждение Тверская школа №1

Пояснительная  записка. 

Актуальность программы:

  В нашей  школе существует  приемственность  с Художественным  лицеем № 12, где глухие и слабослышащие дети  обучаются со слышащими детьми по следующим специальностям: декоративно-прикладная роспись,батик ,резчик по дереву. Основным  приоритетом пользуется специальность роспись по дереву, батик .Среди  выпускников  училища есть глухие дети , которые  получили диплом с отличием, занимали призовые места на выставках, выигрывали гранд , успешно трудоустроены.   

 Возникла необходимость разработки программы, которая помогает  подготовить учащихся  для освоения  выбранной специальности. Цели и задачи направленны  на то, чтобы развивать творческие способности , формировать навыки самореализации .Программа разработана на основе  анализа  концепций художественно-эстетического  образования  и  программ , представленных  в  общеобразовательных  областях «Искусство» и    «Технология», наряду  с  общими идеями:    

  • ·       Развитие  общей  способности  к  творчеству. 
  • ·       Умение найти свое место в жизни.  
  • ·       Самореализация личности в мире «слышащих».
  • ·       Овладение  техникой и приемами декоративной росписи.
  • ·       Возрождение  традиционных  художественных  промыслов. 

  В этой программе многосторонне раскрывается художественный  образ вещи , основы  художественногоизображения , символика орнамента , связь  народнойхудожественной культуры с  общечеловеческими  ценностями. Одновременно  осуществляется  развитие  творческого   опыта  учащихся  в процессе  собственной  художественно - творческой  активности. Программа вводит  ,  удивительный  мир творчества, дает  возможность  поверить  в себя, в свои способности , предусматривает  развитие  у обучающихся  изобразительных , художественно-конструкторских  способностей, нестандартного  мышления,  творческой  индивидуальности.

Цель программыформирование у учащихся художественной  культуры как составной  части материальной и духовной культуры, развитие  творческой  активности, овладение техническими  приемами декоративно-прикладной  росписи в соответствии  с программными требованиями  Художественного   лицея № 12.

Задачи  программы.

Обучающие:

  • ·       Раскрыть истоки народного  творчества.
  • ·       Знакомить с основами знаний  в области композиции ,формообразования , цветоведения, орнамента, элементов декоративно-прикладного искусства.
  • ·        Совершенствовать   умения и формировать навыки работы нужными инструментами и  приспособлениями при работе с различными материалами.  
  • ·       Приобретение  навыков учебно-исследовательской работы.

 

Развивающие: 

  • ·       Развивать речь , используя новые термины в  работе и по назначению .Активизировать активный и  пассивный  словарь.
  • ·       Пробуждать   любознательность  в  области  народного , декоративно-прикладного  искусства.      
  • ·       Развивать  усидчивость, смекалку ,изобретательность и устойчивый  интерес  к творчеству  художника.                                                                 
  • ·       Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • ·         Развивать способность  к синтезу  и  анализу, гибкость и мобильность в  поисках  решений  и генерирования идей.  

 

Воспитывающие:

 

  • ·       Воспитывать  любовь к своей родине, к традиционному  народному  искусству. 
  • ·       Осуществлять  трудовое и эстетическое  воспитание  школьников.
  • ·       Добиваться  максимальной самостоятельности детского  творчества.
  • ·      Воспитывать  бережное  отношение  к своей  работе и работам  учащихся.

 

 

Структура программы:

Художественная роспись и знакомство с различными промыслами изучаются в программе школы на различных этапах и доступна практически всем группам возрастов, различия лишь состоит в степени сложности изучаемого материала. Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и  тесной связи с жизнью человека.   

Программа предусматривает  преподавание материала по «восходящей спирали», то есть пери одическое возвращение к определенным  темам на более высоком и сложном уровне .Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается  изготовлением  проекта изделия, т.е. теоретические  задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.                                                                                  Срок реализации программы: программа предполагает  обучение детей на два года. Возраст учащихся 1год обучения -10 класс; 2 год обучения -11класс .В неделю запланировано 4 занятия по 45 минут. Итого в год 144 часа.                                                  Формы занятий: При реализации программы используются как групповые,  так и индивидуальные приемы работы в форме занятий , совместной  работы детей с педагогом , а также их самостоятельной творческой деятельности. 

В программу включены следующие разделы:

1. «Пермогорская роспись»

2.  «Мезенская роспись»

3.  «Работа с разными материалами»

4.  « Хохломская роспись»

5. « Городецкая  роспись»

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1.Исторический аспект.

2. Связь с современностью .

3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных  заданий.

4. Выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения , задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал , небольшой по  объему, интересный  по содержанию , дается  как практической частью , так и во время работы. При выполнении  задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия . С первых  же занятий дети приучаются работать по плану :

  1. История росписи.
  1. Технология  росписи, инструменты.
  1. Основные  цвета росписи.
  1. Пропись элементов росписи.
  1. Изучение пропись орнамента, композиции узора.
  1.  Учебно-исследовательская  работа.
  1. Составление проекта изделия, его назначение.

В программу включены  отчетные выставки по декоративно-прикладному искусству, посещения музеев, организация  встреч  родителей и учеников с мастерами Художественного  училища №12. 

Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов:

 Во время занятий применяется поурочный , тематический и итоговый  контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, тестах, выполнении  творческих индивидуальных заданий, применений полученных  на занятиях знаний.     В течении всего периода обучения педагог ведет  индивидуальное  наблюдение  за  творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка (проект) или выполнение  творческой работы по самостоятельному выполненному эскизу. 

Занятия не предполагают отметочного контроля по каждому уроку , целесообразнее применять различные критерии:

  • ·        Контрольный  рисунок
  • ·       Тесты
  • ·        Самостоятельный эскиз
  • ·       Проект изделия 

 

 

Характеристика ожидаемых результатов.

По итогам 1 года обучения:                                                  навыки;                                                                                                                  - Уметь разрабатывать проект изделия; 

  • ·      По итогам 2 года обучения:

- Владеть приемами росписей , самостоятельно составлять композиции и воплощать идеи на практике;

- Овладеть приемами композиции и особенностями композиционного построения в росписи;

- Свободно  владеть приемами росписи по дереву; 

- Самостоятельно подбирать и подготавливать объект для росписи( знать технологию подготовки дерева к росписи);

- Творчески использовать знания;                                               - Стремиться  к профессиональному росту;   

- Видеть перспективы для развития своих способностей  в  будущей     специальности;

- Уметь использовать полученные знания в жизни, уметь самореализовываться.

Методическое обеспечение программы:

В  программе используются следующие методы обучения:

  • ·       Объяснительно-иллюстративный(рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров).
  • ·       Репродуктивный ( выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения, по образцам, выполнение практических заданий). 
  • ·       Изучение развития ребенка ( наблюдения за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности учащихся, работа психолога).

 Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению , повышению  уровня самооценки глухого ребенка.  

Материально-техническое обеспечение.

Программа  рассчитана на проведение 4 часа в неделю для одной группы, всего в год 144 часа.

На  занятиях используются наглядные пособия , схемы, таблицы, образцы, которые выполнены самим педагогом или приобретены. Весь материал готовиться заранее и раздается детям на занятиях. На занятиях по данной программе потребуется следующие материалы и инструменты:     

- гуашь 12 цветов;

- кисти №1,2,4 колонковые(можно заменить на беличьи);

- альбом для рисования,  для акварели формат А-3 (для выполнения эскизов, прописи элементов росписи);

-банка для набора воды;

 - салфетка для снятия краски  с кисти;

- мелкая шкурка №1 ;

-   лак для покрытия готового изделия;  -  папка с файлами для накопления личных эскизов;       - набор акриловых красок;   -  линейка, дощечка для проведения линий;                             - различные материалы ( деревянные  изделия,     коробочки из под дисков, морские камни, ткань) ;               - желательно фотоаппарат для снимков расписанных изделий;                                                                   - палитра.

 

 

 

 

 

 

  

     

Учебно-тематический план.          

Содержание программы 1 года обучения.

 

Раздел № 1 «Пермогорская роспись»  

Тема №1«Вводное занятие»

Рассказ о традиционной росписи в России ,ее видах . Просмотр презентаций ,иллюстраций, книг.  (1ЧАС)

Тема №2«Декоративно-прикладное искусство»

По возможности проводится экскурсии в музей им. Л. Чайкиной  с текущей выставкой  по декоративно-прикладному искусству. Или организовывается  поход  в Художественный  лицей №12  с  целью ознакомления  будущей  профессией.  (2 ЧАСА)

Тема №3«История создания и развитияПермогорской росписи»

Корни и традиции росписи .Мастера  пермогорской росписи .Сюжетность    и отличие от других росписей .Цветовая   гамма, основные цвета росписи. «Виртуальная экскурсия» по выставке изделий, расписанных по мотивам  пермогорской  росписи.(2 ЧАСА)

Практическая работа: записи в тетради.

 

 

 

 

Тема №4«Элементы цветоведения»

Цветовой круг. Повторить  теплый и холодный  ряд цвета. Основные  цвета росписи. Символическое значение цветов. Технические  упражнения.                                                         

Практическая работа:  работа с цветовым кругом ,смешивание красок, закрепление основных цветов.(1 ЧАС)

Тема №5«Инструменты и материалы, используемые в работе»

 Кисти и их разновидности. Маркировка  кистей. Как правильно выбрать инструмент  при работе(определение кончика кисти). Краски и их использование.

Правила работы и безопасного труда . Древесина и ее  применение на занятиях .Определение   качества древесины и способы обработки .Обработка   поверхности древесины, тонирование  поверхности.

Практическая работа: экскурсия в «Художественный салон» с целью выбора и приобретения  инструментов. Правильный  выбор  инструментов, кистей, проверка кончика кисти, определение качества древесины.(3 ЧАСА)

Тема №6«Правила держания кисти в руке. Упражнения на постановку руки»

Беседа о «постановки руки», контроль  за выполнением упражнений на примере элементов росписи.  

Практическая работа: выполнение  элементов  росписи, работа по отработке приемов писания, упражнения  для  руки .  ( 1 ЧАС)

 

Тема №7«Основные элементы росписи. Этапы   выполнения росписи: ленточки и бордюры. Повторение правил «постановки руки».

Овладение  основными  элементами  пермогорской росписи: ленточки и бордюры .Закрепить  основные цвета росписи .Познакомить  с этапами росписи :1-первоначальный рисунок наводится контуром, 2- по рисунку  накладывается  цвет. Учить применять дощечку в помощь проведения  линий и построения геометрических   фигур.

Практическая  работа:  выполнение основных элементов  росписи в альбомах ,записи в тетрадях, «виртуальный  просмотр» применение элементов : ленточек, бордюров ,углов  в готовых изделиях. « Виртуальная экскурсия» по просмотру элементов росписи.( 8ЧАСОВ)

Тема №8«Основные элементы росписи :углы и приписки .Повторять этапы выполнения пермогорской росписи»   

Продолжать овладевать навыками пермогорской  росписи :углы и приписки. Следовать этапам выполнения росписи, соблюдать основные цвета росписи. Познакомить со схемами   заполнения  углов  «открытыми и закрытыми».   Уметь  определять какой угол, просматривая «виртуальные» образцы  элементов , а также  уметь  определять  какой  угол  на готовых  изделиях.   

Практическая работа: роспись в альбомах, запись в тетрадях, самостоятельно  прорисовать открытый и закрытый угол. В качестве контрольного задания самостоятельно  по памяти подготовить роспись : ленточки и бордюра, углов и приписки.( 8 ЧАСОВ)

Тема № 9«Основные элементы росписи: цветы и трилистник .Симметрия в росписи» 

Учить детей   прописывать  элементы: цветов и трилистника. Закреплять работу по этапу, правила работы с кистью. Познакомить в росписи трилистника с симметричным и несимметричным  исполнением.  

Практическая работа: пропись элементов в альбоме, запись в тетради. (4 ЧАСА)

Тема  № 10« Основные элементы росписи: древо.Познакомить с символикой древа в других росписях»

Дать знания о символике древа, познакомить с изображением в других росписях. Овладеть  навыками прописи древа ( совмещение элементов :приписки , цветов, трилистника). «Виртуальная  экскурсия «Древо в народных росписях».        

Практическая работа: работа в альбомах, запись в тетрадях .Контрольное задание исполнение древа по собственному замыслу(используя  элементы  пермогорской росписи). (4 ЧАСА)

Тема № 11« Основные элементы росписи: птицы и птица Сирин .Из истории создания элемента птица и птицы Сирин»

Познакомить с историей элемента птицы и птицы Сирин .Посмотреть в «виртуальных картинках», где еще  встречаются такие птицы , с целью привлечения  детей к  исследовательской  работе . Продолжать обучать прописывать новые элементы  совмещая с уже изученными(цветы, трилистник).      

Практическая работа: пропись в альбоме, запись в тетради. Контрольное задание самостоятельно исполнить птиц или птицу Сирин совмещая с элементами цветов , трилистника.(4 ЧАСА)

Тема №12« Композиция в пермогорской росписи»

Дать знания детям о композиции в росписи: жанровой росписи.  С помощью  «виртуальных картинок» рассмотреть , в каких росписях встречается еще жанровый сюжет. Познакомить со схемами фризовых композиций: пологая и крутая волна, разорванная волна, свободная смешанная композиция               

Практическая работа: работа в альбомах, записи в тетрадях, контрольные рисунки по фризовой композиции.(4 ЧАСА)

Тема № 13«Композиция в круге ,вертикальная впрямоугольнике, сюжетная в прямоугольнике».

Продолжать учить детей овладевать  росписью   создавая разные композиции. Уметь соблюдать  правила построения и особенности в круге, в прямоугольнике, создавать сюжет в прямоугольнике. Закреплять уже известные элементы росписи и объединять их в общий сюжет композиции.

Практическая работа: записи в тетрадях, подбор эскиза композицийсамостоятельно. Контрольные рисунки по каждому виду композиций. Приготовить  индивидуальную  папку для хранения своих эскизов,рисунков. ( 10 ЧАСОВ)

 

 

Тема № 14«Сюжетная роспись по дереву .Подготовка поверхности .Эскиз»

Учить детей подготавливать поверхность из дерева. Тонировка  поверхности.Способы  изменения цвета деревянной  поверхности .Выполнение  эскиза .

Практическая работа: подготовка поверхности ,подготовка эскиза , роспись, покрытие лаком, вторичная обработка изделия .Оформление  изделия.(5 ЧАСОВ)

Тема №15« Создание проекта изделия «На старое смотри – новое твори»

Учить детей  самостоятельно  выбирать изделие, подготовить эскиз  росписи к нему ,воплотить  в качестве проекта на листе, а  затем расписать предмет пермогорской  росписью. (8 ЧАСОВ)

Тема №16«Выставка изделий пермогорскойросписи»

Подведение итогов работы .Оформление   выставки .Анализ  работ.(1 ЧАС)

 

 По разделу « Пермогорская роспись» -  запланировано 67 часов.    

 

Раздел № 2 «Мезенская роспись».

Тема  № 1«Вводное занятие».

Продолжать знакомить детей с народными росписями .Рассматривание и подбор иллюстраций ,книг, «Виртуальная экскурсия по мезенской росписи».  

Практическая работа:записи в тетради, поиск в интернете информации о мезенской  росписи.  (1час)

Тема № 2« История создания и развития мезенской росписи .Технология росписи»

 Познакомить детей с историей происхождения мезенской  росписи .Сравнить  сюжетность с другими росписями .Основные  цвета росписи ,элементы, сюжеты,    просмотр   «виртуальных картинок»  с изображением изделий расписанных  мезенской росписью .Дать знания о технологии росписи в древности и в наши дни.

Практическая работа: записи в тетради. (2часа)

Тема №3«Инструменты и материалыиспользуемые в росписи. Мелкие элементымезенской росписи».

Закреплять умения  правильно держать кисть  . Правила работы кистями, использование краски, основные цвета росписи. Учить овладевать навыкам росписи элементов: спираль ,стихийка , скобочка, звездочки и солярные знаки, птицы, перышко ,волна, ромбик,  точка, штришок ,капелька,  семечко, веретенце, косы. Посмотреть использования мелких элементов( интернет).    

Практическая работа:  пропись элементов в альбомах, записи в тетрадях.(4 часа)

Тема №4«Края и обводки. Символика орнамента».

Дать знания детям , что орнамент мезенской   росписи несет  аграрно-магическую символику. Рассмотреть и разобрать элементы  орнаментов.

Практическая работа: записи в тетради, пропись орнаментов в альбоме.(8 часов)

Тема №5« Элементы «звериного» орнамента»

Учить прописывать элементы « звериного» орнамента: птицы, лебедь. Следовать в работе согласно схеме росписи данных элементов , совмещать их с мелкими элементами.  Посмотреть использование  птиц в орнаменте . Контрольный рисунок по самостоятельному эскизу (орнамент с птицами).

Практическая работа:  пропись в альбомах птиц, лебедей , записи в тетради  .Контрольный рисунок ..(8часов)

 

Тема №6« Элементы орнамента : летящая птица, разные птицы, птицы выполненныечернымцветом».Продолжать учить овладевать навыкам прописи элементов птиц. Следовать по схеме росписи и соблюдая основные цвета. Выполнить  самостоятельный  эскиз орнамента с новыми  элементами птиц.

Практическая работа: пропись элементов в альбомах, контрольный эскиз в папке. Запись схем в тетради.(4часа)

 

Тема №7«Элементы орнамента: лошадка, олень илось».

Учить прописывать элементы лошадки, оленя и лося по схеме, дополняя  мелкими  элементами.   Просмотр «виртуальных картинок» с изображением  этих животных. Выбрать и изобразить свой эскиз- контрольный.

Практическая работа: пропись элементов в альбоме, поиск картинок в интернете с изображением животных на орнаменте, создание своего эскиза орнамента.(8часов)

Тема №8«  Композиции и их разновидн?