Размер шрифта
A A A
Цвета сайта
Ц Ц Ц
Перейти на исходную версию
Государственное казённое образовательное учреждение Тверская школа №1

Пояснительная записка:

Человека  во  многом  формирует  и  воспитывает  среда (в широком смысле  этого  слова). Полная  гармония  в  человеке  достигается  благодаря  равновесию  между  внутренней  жизнью  и  внешним  окружением , где  развертывается  деятельность  людей.  

 

Нарушение  слуха  или его  полная  потеря ,конечно  очень  печальный  диагноз  и  для  ребенка  и  для  родителей .Тяжело  смириться  с  тем, что  маленький человечек  на  всю  жизнь  лишен  возможности   воспринимать  такой  богатый  и  разнообразный  мир  звуков! Но гораздо  больнее  осознавать, что  недуг  возводит  между  ребенком  и  окружающими  людьми  незримую  преграду   изолирующую его от  мира .Однако  это  вовсе  не  значит, что  жизненный    удел такого  ребенка  одиночество  и  изоляция .При  создании  определенных  условий  не слышащие  дети  достигают  высокого  уровня  развития  речи  и  слуха.

 Дети  с  нарушением  слуха  должны  жить , взаимодействовать со  слышащими и  иметь  равные с ними возможности. Это  одна  из главных  задач обучения  и  воспитания  таких  детей. Как же  достичь  этой  цели? Как   научить  ребенка  полноценному  общению? Как  стать  таким  как  все?

Детям  предлагается  разговор  на особом  языке - на  языке искусства ,который  в  данном  случае  становиться  средством  общения,  взаимодействия, коммуникации в  большей  степени , чем  средством  постижения  искусства.  

 

 

Целью   программы « О чем  говорит  искусство » является : раскрытие  творческого  потенциала           детей  с  ограниченными  возможностями , способствующего  их  более  полной  социальной  адаптации  в  современном  мире. Развитие  креативных  способностей, как  путь  социализации  детей  через  ознакомление  с  искусством.

Актуальность программы: 

Публичность  учит  детей  преодолевать  страх  и  стеснительность  перед  большой  аудиторией. Очень  полезны  для  детей  с  нарушением  слуха  походы  в  музей, выставки  вне  школы , мастер-классы  специалистов  изо  деятельности. В этих  условиях  дети  учатся  подчинять  свои  интересы  интересам  других  детей. Расширяются  представления  об  окружающем  мире ( через  знакомство  с  искусством), совершенствуется речь  ребенка,  потому  что  он  общается  с  большим  количеством   говорящих  и  слышащих  людей  разного   возраста. Программа «О чем  говорит  искусство» дает  в первую очередь знания детям на уроках  в школе. Но этого не достаточно для полного усвоения  материала глухим ребенком. Поэтому возникла необходимость написания программы которая помогает детям с нарушением слуха не только лучше усвоить урок , но и перенести свои знания и умения в другую среду, применить их в жизни , самореализоваться  в мире «слышащих» людей.     Возникает  возможность  выстраивания  системы  интеграции  основного и  дополнительного  образования  через  художественно - творческий  потенциал  учащихся.  Творческая  деятельность  с  использованием  разных  художественных  материалов  и разнообразие   техник , дополнена  творческими  проектами   объектами  социальных  сфер  на  базе  музейной  педагогики.   С помощью этого обучения и включения детей в социум, помогает им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам , культурными и самостоятельными людьми.

 Задачи программы:                                                        

обучающие:

- обучать  детей  овладевать знаниями по искусству разных  времен и народов;                                                       - обучать использовать знания и умения в жизни;                     - овладевать различными техниками в исполнении рисунка ;                                                                                   - раскрывать творческие способности;                                           - приобретать навыки  исследовательской  работы;               - раскрыть  практическое  значение  умение  рисовать в  жизни человека;                                                                                        - ознакомление учащихся с выдающимися  произведениями  изобразительного   искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;                        - обучение  детей приемам рассматривания произведений искусства и формирование  умений  устанавливать  смысловые связи, определять некоторые  выразительные  средства произведения, высказывать  свое  отношение  к  анализируемому произведению;                                                                                            

развивающие:       

- развитие  у учащихся  умения  наблюдать предметы и явления  окружающей  действительности и формирование  потребности отражать  их в разных видах художественной деятельности;                                             - развитие активного и пассивного словаря  детей, побуждать к речи , использовать  в речи новые слова и выражения, уметь составлять рассказ  по картине, анализировать с помощью и самостоятельно;                           - развивать  интерес к труду художника, архитектора, дизайнера, возможность видеть  будущую  профессию;             - развитие  речи учащихся , организующей и направляющей  их  умственную  и  практическую деятельность, формирование  навыков общения –в рамках  изобразительной  деятельности;                                     - развитие у учащихся  в практической  деятельности художественно-изобразительной  грамоты;                              

воспитывающие :

- воспитание  эстетических  чувств ,понимания  красоты  окружающей  действительности, искусства и способность ими наслаждаться;                                                      - воспитание любви к Родине, к народному искусству;              - воспитание у учащихся  умения  работать коллективнои самостоятельно, выполнять  этап в цепи заданий  для получения  результата;                                   - воспитывать  культуру поведения  в общественных местах;                                                                                                          - воспитывать  в себе индивидуальный  художественный  вкус;                                                                            - воспитывать  желание  реализовывать свой  творческий потенциал, осуществлять самоопределение  и самореализацию  личности на эстетическом ( художественно-образном)материале;          

художественно-эстетические:

- реализовывать  свой  творческий потенциал в собственной  художественно-творческой  деятельности;                                                                                            - развивать художественное мышление , вкус , воображение и фантазию;                                                                     - умение воспринимать  учащимися произведение искусства, раскрытия  перед ними  закономерностей  исторического  развития, особенностей  образного языка искусства, формирование и развитие художественно-образного  мышления;                                             - представлять  место и роль искусства  в развитии мировой  культуры, в жизни человека;                                            - усваивать  особенности разных видов искусства, художественных  средств  выразительности, специфики художественного  образа в  различных  видах искусства ;                                                                                        - осознавать ценность искусства разных народов мира и  место отечественного  искусства ;                                              - понимать  художественной формы от цели творческого замысла;                                                                             

Структура программы:                 

Программа основана  на  принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью человека.                         Программа  предусматривает  преподавание материала от простого к сложному , то есть пери одическое  возвращение  к определенным  темам. Это необходимо для лучшего  усвоения   материала глухого ребенка. Все темы соответствуют по  сложности детям  определенного  возраста. Изучение каждого раздела   заканчивается  выставкой  детских работ, просмотров видео  фильмов, выставок в музее, встречами   с художникамии проведением  мастер  классов с детьми.

Важным моментом  программы  является  система  обучения  и  воспитания  между  школой  и  объектами  социальной  информации:   

1- ГБОУ  СКОШ 1-2 видов( уроки  Изо, факультативы по программе « О чем  говорит  искусство», выставки).

2- ТГМВЦ  (Программа « О чем говорит  искусство»+ программа  занятий  арттерапии: музейная грамота, показы  фондовых  коллекций, самостоятельные  работы  учащихся  , участие  в конкурсах  с детьми из  художественных  студий  города, ролевые игры ,занятия с  элементами  исследовательской работы).        

3- ТГУ исторический факультет (Программа «О чем  говорит  искусство» +   Программа «Виртуальный  музей» : просмотр адаптированных  фильмов  по искусству  для детей  с  нарушением  слуха).

4- ТГАСК факультет НХТ (Программа «О чем  говорит  искусство» + мастер  класс  специалистов НХТ ,  адаптированные  беседы  о традициях  и  культуре Тверского  края, самостоятельные  работы  учащихся).

5- Творческая мастерская  Члена  совета  художников г.Твери – А.Юдина(Программа «О   чем  говорит  искусство» + показы  фондовых  коллекций  картин в разной  технике  исполнения, мастер-класс  рисунка с  художником, годовые  отчетные  выставки  работ детей  с  нарушением  слуха  в  разной  технике  исполнения (живопись, батик, графика, фото- сессия).  

6-«Андреев-Софт»- применение компьютерных  технологий ( в рамках программы «О чем говорит  искусство» : применение цвета ,графики, позволяет формировать и  моделировать  смысловые  компоненты речи  глухих  детей-восприятия, внимания , воображения ,мышления).          Новизна программы заключается в том ,что разработана система  творческих занятий  которые  плотно связаны  с проектами объектов социальной  информации (заранее  согласованы и адаптированы для  глухих детей).Получив  по каждой теме, разделу знания и умения , которые предполагают  перенос  ранее усвоенных  знаний  в новую среду , что способствует у детей самостоятельному  видению проблемы  иновые пути ее решения. Таким  образом развиваются  креативные способности у глухих детей.             

 

Формы и методы занятий:   

При реализации программы используются такие формы работы как: занятие, встречи с художниками, беседы, мастер-классы, экскурсии . Используются групповые , а также и индивидуальные приемы работы в форме занятий, совместной работы    детей  с педагогом(художником) , а также самостоятельной творческой деятельности.                                                               В работе используются следующие методы:                                1 – объяснительно-иллюстративные ( рассматривание иллюстраций, видеофильмов ,беседы ,экскурсии). При таком  методе дети  воспринимают  и усваивают готовую информацию ;                                                                              2- репродуктивные  методы обучения ( мастер-классы, работа по образцу, самостоятельное  выполнение работы, выставки работ). В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.                                                                                         3- исследовательские методы обучения( самостоятельный поиск эскиза, дополнительной информации, самостоятельное  решение и видение в работе ).Овладение детьми методами научного познания, самостоятельно творческой  работы , развитие  креативных способностей.                                                

Сроки  реализации  программы:

Материал программы «О чем говорит искусство» рассчитан - на  5 лет обучения. Возраст детей:                       1год обучения-  учащиеся 5 класса;                                                      2год обучения- учащиеся  6 класса;                                                     3год обучения – учащиеся 7 класса;                                                   4год обучения – учащиеся 8 класса;                                             5год обучения- учащиеся  9 класса. Каждый год  обучения включает 1 занятие в неделю по 45минут .Итого в год 36 часов по каждому году обучения.                                                                                                      Программа «О чем говорит искусство»  состоит из следующих  разделов :                                                                              1год обучения « Искусство вокруг нас»;                                             2год обучения «Каждый народ- художник»;                                  3год обучения « Изобразительное искусство и мир интересов человека»;                                                                               4год обучения « История искусства»;                                              5 год обучения «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».                                                         Работа по разделам проводится по следующему плану:            1- Занятие в школе (объяснение нового материала)                  2- Занятие  в музее (закрепление, повторение)                            3- Занятие «Виртуальный музей»( закрепление ,перенос знаний в новую среду ,анализ)                                                               4- Проведение мастер-классов, посещение выставок «Мастерская  А. Юдина» ( повторение, применение знаний  и умений на  практике )                                                         5- Отчетные детские выставки (применение знаний и умений в жизни)                                                                                       Предполагаются  различные  задания , тесты,  которые  закрепляют и обогащают словарный  запас  детей. В  программ у включены отчетные выставки детских работ по четвертям, а также годовые отчетные выставки на которые приглашаются дети с родителями , художники и коллеги по работе. Кроме этого в течении года дети принимают участие  в конкурсах и заданиях, входящих в  проект  объектов социальной информации.                                                                      

Способы  проверки  результатов  обучения  и формы подведения  итогов: 

Во время занятий применяется  поурочный , тематический  и итоговый контроль .Уровень  усвоения  материала выявляется  в беседах, тестах, выполнение  творческих  индивидуальных  работ, не только в школе , но и в объектах социальной  информации(музее, мастерской ,университете).                       В течении года педагог ведет индивидуальное наблюдение вместе с художниками, преподавателями проектов ,за  творческим  развитием каждого ребенка. Результатом  которого может стать персональная выставка, выбор будущей  профессии (художник, дизайнер), насколько ребенок стал более открытым к контактам ,раскрепощенным, культурным и самостоятельным человеком.                                                             Занятия не предполагают отметочного контроля, применяются следующие критерии:                                                   - тест (на выявление знания словаря, терминологии)               - рисунок (по заданию)                                                                               - отчетная выставка(личный проект).                                         

 

Характеристика  ожидаемых  результатов:       

По итогам 1года обучения раздел - «Искусство вокруг нас»:

 1-Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное  и безобразное в жизни и в искусстве. Дети должны научиться:

 -эмоционально откликаться на художественную сторону предмета; видеть и ценить труд художника; проявлять интерес к  посещениям  выставок , музеев;           2-Формирование художественно-творческой активности личности . Учащиеся должны:                                   -творчески участвовать в создании проектов, эскизов; подмечать  вклад художников в создании различных предметов для людей;                                                                             3-Формирование художественных знаний и умений .Дети , уметь:                                                                                              - знать , что в создании разнообразных предметов важную роль  играет красота материала, форма, узоры, конструкция; знать  новые  термины; иметь представление о творчестве художников И.Билибин,Ю.Васнецов ;знать о художественных промыслах   (хохлома ,дымковская игрушка); выразительно использовать гуашь, пастель при выполнении работ; создавать свои эскизы ;познакомить с понятием перспектива; знать термины и различать (живопись, скульптура ,архитектура); знать художников  В .Серов, И. Шишкин; знать где хранятся  произведения искусства;

По итогам 2 года обучения раздел - «Каждый народ – художник»:

1- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Дети должны научиться:                                       - эмоционально откликаться  на красоту природы родного края ; видеть черты национального своеобразия  в облике людей ,их  одежды, архитектуре , предметах быта ;видеть особенности искусства  разных  стран на примере выдающихся  произведений; поддерживать  у детей интерес к создаваемым творческим работам;                                                                             2- Формирование  творческой  активности .Дети  должны  уметь:                                                                                             - выражать свое отношение к природе, человеку, культуре  разных  народов во  всех видах  художественной деятельности; сознательно использовать средства разных  видов  искусства для выражения  собственного  отношения  к окружающей  действительности;                                                                                  3- Формирование художественных знаний , умений и навыков. Дети должны знать:                                                          - особенности архитектуры родного края, зарубежных  стран Запада и Востока и ее  связи с  природой; произведения   некоторых  выдающихся  художников  своей  страны; должны   уметь : делать по наблюдению и с натуры зарисовки  человека ;отдельных  предметов; с  помощью  цвета  передавать  пространственные планы ;включаться в беседу при просмотре  фильмов, выставок, проявлять интерес к  художественной  деятельности.                                                                                          

 

По итогам  3 года обучения раздел -«Изобразительное  искусство  и  мир  интересов человека»:                                                                                           

1- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости предполагает :                                                              - формирование эстетического вкуса учащихся,  понимания роли изобразительного  искусства в жизни человека;  формирование отношения к музею как к сокровищнице  духовного и художественного  опыта народов разных  стран; умения видеть национальные особенности искусства разных  стран;                                           2- Формирование художественно-творческой  активности личности. Дети должны:                                           - учиться анализировать произведения искусства в разных жанрах, используя  свое  мышление ;уметь анализировать свою работу и работу  учеников, проявлять уважение к друг другу;                                                     3-Формирование художественных знаний, умений и навыков . Дети должны знать:                                                           - особенности языка   следующих видов искусства: живопись, графика, скульптура; знать название местных музеев и известных музеев мира; должны   уметь: -работать с натуры в живописи, графике ;выбирать наиболее подходящий формат листа, средства выразительности, самостоятельно выполнять эскиз и по нему писать работу ;передавать   пространственные  планы в живописи и графике с применением законов перспективы ; добиваться тональных  и  цветовых  градаций  при  передаче  объема; пользоваться различными графическими  техниками; оформлять выставки работ.

 

 

 

По итогам 4 года обучения  раздел – «История искусства»:                                                                       

1-Формирование нравственно-эстетической отзывчивости . Предполагается : понимание общественного назначения искусства как средства  отражения познания мира.                                                                  2-  Формирование художественно – творческой активности. Дети  должны:                                                               -творчески работать над композициями на темы окружающей  жизни, на исторические темы, используя  наблюдения и зарисовки с натуры; творчески относиться к организации  экскурсий по выставкам  работ учащихся, к подбору репродукций ,искать  дополнительную  информацию  в интернете ;             3-Формирование художественных знаний и умений. Дети  должны знать :                                                                              -процесс  работы  над созданием  станковых произведений; произведения  бытового жанра, исторического жанра, графики; произведения выдающихся мастеров Египта, Древней Греции, эпохи итальянского  Возрождения, искусства 18-20 веков, новые виды искусства; должны уметь : -связывать графическое  и цветовое решение с основным  замыслом; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; выполнять элементы оформления альбома по искусству; вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, информации в интернете.          

По итогам 5 года обучения раздел –                               « Декоративно - прикладное искусство и жизнь человека » :

1- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Предполагает :                                                             -дальнейшего формирования художественного вкуса учащихся; понимание особенностей декоративно - прикладного искусства;  осмысление  декоративного  искусства  в жизни человека ; связь времен и народов в искусстве;                                                                                                    2- Формирование художественно - творческой активности. Учащиеся должны :                                                         - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в  практической  работе  обращать внимание на  содержательный  смысл  художественно  –образного языка  декоративного искусства, уметь связывать его с явлениями  происходящими в жизни чело века ; проявлять наблюдательность ,фантазию  при разработке проектов.                                                                             3-Формирование художественных знаний и умений. Дети должны  понимать:                                                                     - значение древних корней народного искусства; место  и роль декоративного искусства  в жизни человека и общества в разные времена; особенности искусства своего края; учащиеся должны: - знать несколько видов росписи; уметь по стилистическим  особенностям декоративное искусство : Древнего  Египта, Древней Греции, средневековой  Европы, эпохи борокко, класицизма ; отражать в рисунках единство формы и декора, продолжатьнакопление  навыков  использования  фактуры материала ,цвета, рисунка,объема ,пространства,  композиции  ,умения согласовывать  между собой детали и объединять их в ансамбль. Воспитывать интерес к данному  виду искусства , желание рассматривать как вариант будущей  профессии.                                                                         

Материально – техническое  обеспечение:

На занятиях  используются  наглядные пособия , схемы, таблицы, образцы, которые  выполнены педагогом или приобретены. На уроках используются альбомы по живописи, книги, иллюстрации  подобранные по теме (заранее) педагогом. Применяются диски с программами по искусству, истории искусства. В работе с детьми используется компьютер для поисковой работы по определенной теме, на уроке и в качестве домашнего задания. А также   показываются презентации , «виртуальные картинки», видеофильмы подготовленные педагогом и детьми.                                               На занятиях    по данной  программе потребуются  следующие  материалы и инструменты:                                        - листы для акварели А-3;                                                                      - карандаши простые   ТМ,М;                                                               - ластик;                                                                                                         - резинка ;                                                                                               - точилка для карандашей;                                                              - набор пастели;                                                                                       - гуашевые краски 12 цветов;                                                         - акварельные  краски 12 цветов;                                                        - тушь черная;                                                                                            - набор  кистей;                                                                                             - набор гелевых  ручек;                                                                           - палитра;                                                                                                       - стаканчик для  воды;                                                                             - тряпочка для просушивания кисти;                                                     - мольберт;                                                                                                  - альбом ( для оформления альбома «Искусство»);                        - папка (с подбором иллюстраций  на разные виды и жанры искусства );                                                                                   - желательно  фотоаппарат (для съемки работ, интересных  сюжетов из жизни).                                                     

 

 Учебно- тематический  план.

 Содержание  программы  - 1 года обучения .

Раздел « Искусство  вокруг  нас».

1 четверть тема « Искусство в твоем доме».

Урок № 1-2  тема « Твои  игрушки»( 2 часа)                                       

Содержание: Первым этапом является изображение  игрушки( набросок, эскиз), вторым – ее конструирование, третье – украшение( декоративная  роспись, узоры  на одежде). Познакомить , что игрушку можно создавать из разных  материалов . Источник возникновения  игрушки – народное крестьянское искусство. Игрушка создается автором - художником. Рассмотреть игрушки : народные и современные, выполненные из разных материалов.  Определиться какую игрушку будем создавать.                                                                                       

Практическая работа: предложить создать  игрушку  из: соленого теста, пластилина, бумаги. С последующей росписью по собственному эскизу.  

Урок № 3 тема « Твоя посуда»  (1час).                                               

Содержание: закреплять знания о том , что игрушку создает художник – мастер. Художник работает еще и над посудой: ее формой, материалом, узором. Рассмотреть иллюстрации с изображением посуды сделанной  из разного материала( фарфор, стекло ,дерево, металл , пластмасса). Рассмотреть образцы посуды определить из какого материала сделана  посуда .Обратить внимание  на декор. Дать понятие праздничная посуда, посуда на каждый день. Закрепить словарь на знание предметов посуды.                     

Практическая  работа: сделать эскиз своей посуды и расписать    ее. Домашнее задание - подобрать иллюстрации с разными видами посуды.                                          

Урок № 4 тема « Мамин платок». (1час)                                                      

Содержание :  Продолжаем знакомить с трудом художника. Обращать внимание , что вещи окружающие нас придуманы и сделаны с помощью художника. Обратить внимание на роспись тканей, обоев_- это тоже  искусство .Рассмотреть  процесс создания художниками эскизов ткани, образцы росписи ткани. Посмотреть презентацию роспись платка. Обратить  внимание , как расположены узоры. Показать схемы росписи в квадрате.                                               

Практическая работа: выполнить эскиз платка.                      

Урок № 5 тема « Обои, шторы в твоем доме» ( 1 час)              

Содержание: главное на этом уроке следует обратить на эмоциональную среду, создаваемую цветом, гаммой красок и рисунком обоев .Делая рисунок обоев и занавесей, художник  представляет для какой комнаты, для какого помещения  он это  делает, и в зависимости от этого рисунок строгий или веселый. Познакомить с профессией дизайнер. Рассмотреть «виртуальные картинки» занавесей для  разных помещений.                                                                                                   Практическая работа: проект помещения с выбором цвета и рисунка обоев и занавесей.                                                    

Урок №  6 « Твои книжки»( 1час)                                                       

Содержание: этот урок посвящен книге(детской) и книжной иллюстрации. Дать знания , что каждый художник решает не только конструкцию книги, но и иллюстрации. Рассмотреть какие разные  бывают книги. Но у всех  есть обложка, она отличается от иллюстрации. Иллюстрация отражает текст книги, настроение .Дать  знания, что книга относится к виду – графика.   Воспитывать  бережное отношение к книге.                                                        ?