Пояснительная записка:
Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого слова). Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением , где развертывается деятельность людей.
Нарушение слуха или его полная потеря ,конечно очень печальный диагноз и для ребенка и для родителей .Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и разнообразный мир звуков! Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между ребенком и окружающими людьми незримую преграду изолирующую его от мира .Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка одиночество и изоляция .При создании определенных условий не слышащие дети достигают высокого уровня развития речи и слуха.
Дети с нарушением слуха должны жить , взаимодействовать со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детей. Как же достичь этой цели? Как научить ребенка полноценному общению? Как стать таким как все?
Детям предлагается разговор на особом языке - на языке искусства ,который в данном случае становиться средством общения, взаимодействия, коммуникации в большей степени , чем средством постижения искусства.
Целью программы « О чем говорит искусство » является : раскрытие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями , способствующего их более полной социальной адаптации в современном мире. Развитие креативных способностей, как путь социализации детей через ознакомление с искусством.
Актуальность программы:
Публичность учит детей преодолевать страх и стеснительность перед большой аудиторией. Очень полезны для детей с нарушением слуха походы в музей, выставки вне школы , мастер-классы специалистов изо деятельности. В этих условиях дети учатся подчинять свои интересы интересам других детей. Расширяются представления об окружающем мире ( через знакомство с искусством), совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Программа «О чем говорит искусство» дает в первую очередь знания детям на уроках в школе. Но этого не достаточно для полного усвоения материала глухим ребенком. Поэтому возникла необходимость написания программы которая помогает детям с нарушением слуха не только лучше усвоить урок , но и перенести свои знания и умения в другую среду, применить их в жизни , самореализоваться в мире «слышащих» людей. Возникает возможность выстраивания системы интеграции основного и дополнительного образования через художественно - творческий потенциал учащихся. Творческая деятельность с использованием разных художественных материалов и разнообразие техник , дополнена творческими проектами объектами социальных сфер на базе музейной педагогики. С помощью этого обучения и включения детей в социум, помогает им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам , культурными и самостоятельными людьми.
Задачи программы:
обучающие:
- обучать детей овладевать знаниями по искусству разных времен и народов; - обучать использовать знания и умения в жизни; - овладевать различными техниками в исполнении рисунка ; - раскрывать творческие способности; - приобретать навыки исследовательской работы; - раскрыть практическое значение умение рисовать в жизни человека; - ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна; - обучение детей приемам рассматривания произведений искусства и формирование умений устанавливать смысловые связи, определять некоторые выразительные средства произведения, высказывать свое отношение к анализируемому произведению;
развивающие:
- развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и формирование потребности отражать их в разных видах художественной деятельности; - развитие активного и пассивного словаря детей, побуждать к речи , использовать в речи новые слова и выражения, уметь составлять рассказ по картине, анализировать с помощью и самостоятельно; - развивать интерес к труду художника, архитектора, дизайнера, возможность видеть будущую профессию; - развитие речи учащихся , организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, формирование навыков общения –в рамках изобразительной деятельности; - развитие у учащихся в практической деятельности художественно-изобразительной грамоты;
воспитывающие :
- воспитание эстетических чувств ,понимания красоты окружающей действительности, искусства и способность ими наслаждаться; - воспитание любви к Родине, к народному искусству; - воспитание у учащихся умения работать коллективнои самостоятельно, выполнять этап в цепи заданий для получения результата; - воспитывать культуру поведения в общественных местах; - воспитывать в себе индивидуальный художественный вкус; - воспитывать желание реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом ( художественно-образном)материале;
художественно-эстетические:
- реализовывать свой творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности; - развивать художественное мышление , вкус , воображение и фантазию; - умение воспринимать учащимися произведение искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирование и развитие художественно-образного мышления; - представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека; - усваивать особенности разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства ; - осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства ; - понимать художественной формы от цели творческого замысла;
Структура программы:
Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью человека. Программа предусматривает преподавание материала от простого к сложному , то есть пери одическое возвращение к определенным темам. Это необходимо для лучшего усвоения материала глухого ребенка. Все темы соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждого раздела заканчивается выставкой детских работ, просмотров видео фильмов, выставок в музее, встречами с художникамии проведением мастер классов с детьми.
Важным моментом программы является система обучения и воспитания между школой и объектами социальной информации:
1- ГБОУ СКОШ 1-2 видов( уроки Изо, факультативы по программе « О чем говорит искусство», выставки).
2- ТГМВЦ (Программа « О чем говорит искусство»+ программа занятий арттерапии: музейная грамота, показы фондовых коллекций, самостоятельные работы учащихся , участие в конкурсах с детьми из художественных студий города, ролевые игры ,занятия с элементами исследовательской работы).
3- ТГУ исторический факультет (Программа «О чем говорит искусство» + Программа «Виртуальный музей» : просмотр адаптированных фильмов по искусству для детей с нарушением слуха).
4- ТГАСК факультет НХТ (Программа «О чем говорит искусство» + мастер класс специалистов НХТ , адаптированные беседы о традициях и культуре Тверского края, самостоятельные работы учащихся).
5- Творческая мастерская Члена совета художников г.Твери – А.Юдина(Программа «О чем говорит искусство» + показы фондовых коллекций картин в разной технике исполнения, мастер-класс рисунка с художником, годовые отчетные выставки работ детей с нарушением слуха в разной технике исполнения (живопись, батик, графика, фото- сессия).
6-«Андреев-Софт»- применение компьютерных технологий ( в рамках программы «О чем говорит искусство» : применение цвета ,графики, позволяет формировать и моделировать смысловые компоненты речи глухих детей-восприятия, внимания , воображения ,мышления). Новизна программы заключается в том ,что разработана система творческих занятий которые плотно связаны с проектами объектов социальной информации (заранее согласованы и адаптированы для глухих детей).Получив по каждой теме, разделу знания и умения , которые предполагают перенос ранее усвоенных знаний в новую среду , что способствует у детей самостоятельному видению проблемы иновые пути ее решения. Таким образом развиваются креативные способности у глухих детей.
Формы и методы занятий:
При реализации программы используются такие формы работы как: занятие, встречи с художниками, беседы, мастер-классы, экскурсии . Используются групповые , а также и индивидуальные приемы работы в форме занятий, совместной работы детей с педагогом(художником) , а также самостоятельной творческой деятельности. В работе используются следующие методы: 1 – объяснительно-иллюстративные ( рассматривание иллюстраций, видеофильмов ,беседы ,экскурсии). При таком методе дети воспринимают и усваивают готовую информацию ; 2- репродуктивные методы обучения ( мастер-классы, работа по образцу, самостоятельное выполнение работы, выставки работ). В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. 3- исследовательские методы обучения( самостоятельный поиск эскиза, дополнительной информации, самостоятельное решение и видение в работе ).Овладение детьми методами научного познания, самостоятельно творческой работы , развитие креативных способностей.
Сроки реализации программы:
Материал программы «О чем говорит искусство» рассчитан - на 5 лет обучения. Возраст детей: 1год обучения- учащиеся 5 класса; 2год обучения- учащиеся 6 класса; 3год обучения – учащиеся 7 класса; 4год обучения – учащиеся 8 класса; 5год обучения- учащиеся 9 класса. Каждый год обучения включает 1 занятие в неделю по 45минут .Итого в год 36 часов по каждому году обучения. Программа «О чем говорит искусство» состоит из следующих разделов : 1год обучения « Искусство вокруг нас»; 2год обучения «Каждый народ- художник»; 3год обучения « Изобразительное искусство и мир интересов человека»; 4год обучения « История искусства»; 5 год обучения «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Работа по разделам проводится по следующему плану: 1- Занятие в школе (объяснение нового материала) 2- Занятие в музее (закрепление, повторение) 3- Занятие «Виртуальный музей»( закрепление ,перенос знаний в новую среду ,анализ) 4- Проведение мастер-классов, посещение выставок «Мастерская А. Юдина» ( повторение, применение знаний и умений на практике ) 5- Отчетные детские выставки (применение знаний и умений в жизни) Предполагаются различные задания , тесты, которые закрепляют и обогащают словарный запас детей. В программ у включены отчетные выставки детских работ по четвертям, а также годовые отчетные выставки на которые приглашаются дети с родителями , художники и коллеги по работе. Кроме этого в течении года дети принимают участие в конкурсах и заданиях, входящих в проект объектов социальной информации.
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов:
Во время занятий применяется поурочный , тематический и итоговый контроль .Уровень усвоения материала выявляется в беседах, тестах, выполнение творческих индивидуальных работ, не только в школе , но и в объектах социальной информации(музее, мастерской ,университете). В течении года педагог ведет индивидуальное наблюдение вместе с художниками, преподавателями проектов ,за творческим развитием каждого ребенка. Результатом которого может стать персональная выставка, выбор будущей профессии (художник, дизайнер), насколько ребенок стал более открытым к контактам ,раскрепощенным, культурным и самостоятельным человеком. Занятия не предполагают отметочного контроля, применяются следующие критерии: - тест (на выявление знания словаря, терминологии) - рисунок (по заданию) - отчетная выставка(личный проект).
Характеристика ожидаемых результатов:
По итогам 1года обучения раздел - «Искусство вокруг нас»:
1-Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Дети должны научиться:
-эмоционально откликаться на художественную сторону предмета; видеть и ценить труд художника; проявлять интерес к посещениям выставок , музеев; 2-Формирование художественно-творческой активности личности . Учащиеся должны: -творчески участвовать в создании проектов, эскизов; подмечать вклад художников в создании различных предметов для людей; 3-Формирование художественных знаний и умений .Дети , уметь: - знать , что в создании разнообразных предметов важную роль играет красота материала, форма, узоры, конструкция; знать новые термины; иметь представление о творчестве художников И.Билибин,Ю.Васнецов ;знать о художественных промыслах (хохлома ,дымковская игрушка); выразительно использовать гуашь, пастель при выполнении работ; создавать свои эскизы ;познакомить с понятием перспектива; знать термины и различать (живопись, скульптура ,архитектура); знать художников В .Серов, И. Шишкин; знать где хранятся произведения искусства;
По итогам 2 года обучения раздел - «Каждый народ – художник»:
1- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Дети должны научиться: - эмоционально откликаться на красоту природы родного края ; видеть черты национального своеобразия в облике людей ,их одежды, архитектуре , предметах быта ;видеть особенности искусства разных стран на примере выдающихся произведений; поддерживать у детей интерес к создаваемым творческим работам; 2- Формирование творческой активности .Дети должны уметь: - выражать свое отношение к природе, человеку, культуре разных народов во всех видах художественной деятельности; сознательно использовать средства разных видов искусства для выражения собственного отношения к окружающей действительности; 3- Формирование художественных знаний , умений и навыков. Дети должны знать: - особенности архитектуры родного края, зарубежных стран Запада и Востока и ее связи с природой; произведения некоторых выдающихся художников своей страны; должны уметь : делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека ;отдельных предметов; с помощью цвета передавать пространственные планы ;включаться в беседу при просмотре фильмов, выставок, проявлять интерес к художественной деятельности.
По итогам 3 года обучения раздел -«Изобразительное искусство и мир интересов человека»:
1- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости предполагает : - формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни человека; формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран; умения видеть национальные особенности искусства разных стран; 2- Формирование художественно-творческой активности личности. Дети должны: - учиться анализировать произведения искусства в разных жанрах, используя свое мышление ;уметь анализировать свою работу и работу учеников, проявлять уважение к друг другу; 3-Формирование художественных знаний, умений и навыков . Дети должны знать: - особенности языка следующих видов искусства: живопись, графика, скульптура; знать название местных музеев и известных музеев мира; должны уметь: -работать с натуры в живописи, графике ;выбирать наиболее подходящий формат листа, средства выразительности, самостоятельно выполнять эскиз и по нему писать работу ;передавать пространственные планы в живописи и графике с применением законов перспективы ; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема; пользоваться различными графическими техниками; оформлять выставки работ.
По итогам 4 года обучения раздел – «История искусства»:
1-Формирование нравственно-эстетической отзывчивости . Предполагается : понимание общественного назначения искусства как средства отражения познания мира. 2- Формирование художественно – творческой активности. Дети должны: -творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры; творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций ,искать дополнительную информацию в интернете ; 3-Формирование художественных знаний и умений. Дети должны знать : -процесс работы над созданием станковых произведений; произведения бытового жанра, исторического жанра, графики; произведения выдающихся мастеров Египта, Древней Греции, эпохи итальянского Возрождения, искусства 18-20 веков, новые виды искусства; должны уметь : -связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом; работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; выполнять элементы оформления альбома по искусству; вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, информации в интернете.
По итогам 5 года обучения раздел – « Декоративно - прикладное искусство и жизнь человека » :
1- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Предполагает : -дальнейшего формирования художественного вкуса учащихся; понимание особенностей декоративно - прикладного искусства; осмысление декоративного искусства в жизни человека ; связь времен и народов в искусстве; 2- Формирование художественно - творческой активности. Учащиеся должны : - учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в практической работе обращать внимание на содержательный смысл художественно –образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с явлениями происходящими в жизни чело века ; проявлять наблюдательность ,фантазию при разработке проектов. 3-Формирование художественных знаний и умений. Дети должны понимать: - значение древних корней народного искусства; место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; особенности искусства своего края; учащиеся должны: - знать несколько видов росписи; уметь по стилистическим особенностям декоративное искусство : Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи борокко, класицизма ; отражать в рисунках единство формы и декора, продолжатьнакопление навыков использования фактуры материала ,цвета, рисунка,объема ,пространства, композиции ,умения согласовывать между собой детали и объединять их в ансамбль. Воспитывать интерес к данному виду искусства , желание рассматривать как вариант будущей профессии.
Материально – техническое обеспечение:
На занятиях используются наглядные пособия , схемы, таблицы, образцы, которые выполнены педагогом или приобретены. На уроках используются альбомы по живописи, книги, иллюстрации подобранные по теме (заранее) педагогом. Применяются диски с программами по искусству, истории искусства. В работе с детьми используется компьютер для поисковой работы по определенной теме, на уроке и в качестве домашнего задания. А также показываются презентации , «виртуальные картинки», видеофильмы подготовленные педагогом и детьми. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты: - листы для акварели А-3; - карандаши простые ТМ,М; - ластик; - резинка ; - точилка для карандашей; - набор пастели; - гуашевые краски 12 цветов; - акварельные краски 12 цветов; - тушь черная; - набор кистей; - набор гелевых ручек; - палитра; - стаканчик для воды; - тряпочка для просушивания кисти; - мольберт; - альбом ( для оформления альбома «Искусство»); - папка (с подбором иллюстраций на разные виды и жанры искусства ); - желательно фотоаппарат (для съемки работ, интересных сюжетов из жизни).
Учебно- тематический план.
Содержание программы - 1 года обучения .
Раздел « Искусство вокруг нас».
1 четверть тема « Искусство в твоем доме».
Урок № 1-2 тема « Твои игрушки»( 2 часа)
Содержание: Первым этапом является изображение игрушки( набросок, эскиз), вторым – ее конструирование, третье – украшение( декоративная роспись, узоры на одежде). Познакомить , что игрушку можно создавать из разных материалов . Источник возникновения игрушки – народное крестьянское искусство. Игрушка создается автором - художником. Рассмотреть игрушки : народные и современные, выполненные из разных материалов. Определиться какую игрушку будем создавать.
Практическая работа: предложить создать игрушку из: соленого теста, пластилина, бумаги. С последующей росписью по собственному эскизу.
Урок № 3 тема « Твоя посуда» (1час).
Содержание: закреплять знания о том , что игрушку создает художник – мастер. Художник работает еще и над посудой: ее формой, материалом, узором. Рассмотреть иллюстрации с изображением посуды сделанной из разного материала( фарфор, стекло ,дерево, металл , пластмасса). Рассмотреть образцы посуды определить из какого материала сделана посуда .Обратить внимание на декор. Дать понятие праздничная посуда, посуда на каждый день. Закрепить словарь на знание предметов посуды.
Практическая работа: сделать эскиз своей посуды и расписать ее. Домашнее задание - подобрать иллюстрации с разными видами посуды.
Урок № 4 тема « Мамин платок». (1час)
Содержание : Продолжаем знакомить с трудом художника. Обращать внимание , что вещи окружающие нас придуманы и сделаны с помощью художника. Обратить внимание на роспись тканей, обоев_- это тоже искусство .Рассмотреть процесс создания художниками эскизов ткани, образцы росписи ткани. Посмотреть презентацию роспись платка. Обратить внимание , как расположены узоры. Показать схемы росписи в квадрате.
Практическая работа: выполнить эскиз платка.
Урок № 5 тема « Обои, шторы в твоем доме» ( 1 час)
Содержание: главное на этом уроке следует обратить на эмоциональную среду, создаваемую цветом, гаммой красок и рисунком обоев .Делая рисунок обоев и занавесей, художник представляет для какой комнаты, для какого помещения он это делает, и в зависимости от этого рисунок строгий или веселый. Познакомить с профессией дизайнер. Рассмотреть «виртуальные картинки» занавесей для разных помещений. Практическая работа: проект помещения с выбором цвета и рисунка обоев и занавесей.
Урок № 6 « Твои книжки»( 1час)
Содержание: этот урок посвящен книге(детской) и книжной иллюстрации. Дать знания , что каждый художник решает не только конструкцию книги, но и иллюстрации. Рассмотреть какие разные бывают книги. Но у всех есть обложка, она отличается от иллюстрации. Иллюстрация отражает текст книги, настроение .Дать знания, что книга относится к виду – графика. Воспитывать бережное отношение к книге. ?