Содержание:
- Введение
- Основная часть
2.1. Информационная справка
2.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения
2.3.Материально-техническая база
2.4 Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса
2.5.Образовательная политика и управление школой
2.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса
2.7. Характеристика воспитательной работы и дополнительного образования III. Задачи на 2017 – 2018 учебный год
- Введение
В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении порядка самообследования образовательной организацией» и от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» было проведено самообследование образовательной деятельности ГКОУ ТШ №1 в 2016 – 2017 учебном году по направлениям:
- система управления образовательной деятельностью;
- содержание и качество подготовки обучающихся;
- содержание и качество воспитательной работы и дополнительного образования;
- организация учебного процесса;
- качество кадрового обеспечения;
- качество библиотечно-информационного, учебно-методического обеспечения;
- материально-техническая база.
Цель самообследования :
- обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
Задачи самообследования:
- проанализировать образовательную политику и управление школой;
-изучить качественный состав педагогических кадров, определить уровень профессионализма и соответствие его современным требованиям;
- проанализировать результаты обучения на конец года;
- оценить результативность воспитательной работы;
- оценить достижения школы за отчётный период ;
- установить соответствие материально - технического оснащения ОУ ;
Самообследование проводилось в августе администрацией школы в форме анализа .
- Основная часть
2.1 Информационная справка
Полное наименование образовательного учреждения:
Государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Тверская школа №1»
Сокращенное название образовательного учреждения:
ГКОУ ТШ №1
Юридический адрес учреждения
170100
г. Тверь
ул. Крылова, д. 11
Учредитель:
Тверская область в лице Министерства образования Тверской области.
Год создания учреждения: 1936 год
Директор школы:
Уварова Наталия Викторовна
Тел. раб: 50-76-29, факс 50-76-29
Заместитель директора по УВР:
Майорова Татьяна Сергеевна
Тел. раб: 50-76-29
Заместитель директора по АХЧ:
Сергеев Вадим Викторович
Тел. раб. 50-76-29
Главный бухгалтер:
Животова Ольга Геннадьевна
Тел. Раб. 32-07-84 факс 32-07-84
Адрес сайта в интернете:
скош 1-2.рф
2.2. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения
Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от 11.04.2016 г. серия 69 Л 01 №0001836
Реализация общеобразовательных программ I ,II вида:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
Устав школы утвержден приказом министерством образования № 4-к от 01.06.2016 г.
Наличие свидетельств:
а) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц № 2166952057127
Основной государственный регистрационный номер - 1026900574194
Дата внесения записи 20.01.2016.
Наименование регистрирующего органа - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области
б) свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 26.02.1999г. серия 6950
Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ:
а) лицензия регистрационный 195 от 11.04.2016 г.
б) свидетельство о государственной аккредитации от 21.06.2016 г. серия 69 А 01 , регистрационный номер № 0000749.
Локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ
Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», федеральными и областными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Губернатора Тверской области, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями министерства образования и науки Российской Федерации и министерства образования Тверской области, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом школы, локальными нормативными актами.
В образовательном учреждении имеется необходимое количество локальных актов, регламентирующих организацию учебного и воспитательного процессов, реализуемые образовательные программы, деятельность органов самоуправления, жизнедеятельность коллектива, а также обеспечение безопасности, охраны труда и действий в чрезвычайных ситуациях. Локальные акты соответствуют перечню и содержанию Устава школы и законодательству РФ. Они представлены положениями, правилами, инструкциями, приказами, решениями, приняты на педагогическом совете, научно-методическом совете, общем собрании трудового коллектива и утверждены директором школы.
2.3.Материально-техническая база
Использование материально-технической базы.
Несмотря на то, что ГКОУ ТШ №1 находится на базе Тверской школы – интернат № 2 в школе создана соответствующая инфраструктура:
-территория школы-интерната ограждена;
- зонирование территории проверено и выделены следующие зоны: физкультурно-спортивная и хозяйственная.
-оборудование физкультурно-спортивной зоны обеспечивает выполнение учебных программ по физическому воспитанию и оздоровительных мероприятий.
-здание школы-интерната расположено в типовом трехэтажном здании,
-имеется центральное отопление, системы горячего и холодного водоснабжения и канализационная система.
Материально-техническое оснащение школы характеризуется следующими показателями:
-учебные классы – 7 ,
- кабинеты для индивидуальных занятий с воспитанниками по развитию слухового восприятия – 1
- спортивный зал с раздевалками – 1
- актовый зал – 1
- школьная столовая – 1
- библиотека -- 1
В школе функционируют следующие кабинеты:
-директора и зам. директора по УВР– 1
- зам. директора по АХЧ - 1
- соцпедагога и педагога- психолога– 1
Учебные кабинеты оснащены необходимыми приборами и пособиями, мебелью, соответствующей гигиеническим требованиям и требованиям рациональной организации образовательной деятельности . В школе имеется специальная звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования, компьютеры, интернет, телевизоры, магнитофоны и музыкальный центр, специальные компьютерные программы, 2 интерактивные доски.
В соответствии с санитарными нормами осуществляется режим проветривания и влажной уборки, в том числе с применением дезинфицирующих средств.
Финансирование школы осуществляется в пределах областных бюджетных ассигнований.
Финансовые средства, полученные в 2016-2017 учебном году делятся на три категории:
-денежные средства областного бюджета - 2016 г. – 12.085.818.03руб.;
2017г. - 11.800.240.92руб.
-целевые программные средства 199.889.47руб.
- средства от депутата законодательного собрания - 50 000 руб. (приобретение концертной обуви)
Школа может самостоятельно осуществлять подвоз детей к образовательным, культурно-досуговым учреждениям города на специализированном автобусе ПАЗ 32053 – 70 (вместимость - 22 человека), который соответствует современным требованиям безопасной перевозки детей.
2.4 Обеспечение условий безопасности участников
образовательного процесса
Обеспеченность безопасности и антитеррористической защищенности обучающихся школы осуществляется путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по противодействию терроризму, по развитию общей культуры обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, проведение мероприятий по обучению педагогических работников и обучающихся действиям в чрезвычайных ситуациях. При изучении предметов и заданий во внеурочное время (разбор практических ситуаций, обсуждение правовых норм и т.д.) большое значение придается вопросам безопасности жизнедеятельности. Вопросы жизни и охраны здоровья детей являются сегодня первостепенными в работе педагогического коллектива школы. Особое внимание уделяется предупреждению травматизма в учебном процессе. Этому способствует дежурство учителей и обучающихся, проведение в системе классных часов встреч и бесед на соответствующую тематику. На этаже имеется план эвакуации обучающихся в случае пожара и ЧС. Регулярно проводятся тренировки по линии МЧС. В учебных кабинетах имеются инструкции по ТБ. Дети регулярно знакомятся с ними.
2.5.Образовательная политика и управление школой
В школе функционируют: классы:
- для глухих;
- для глухих, имеющих умственную отсталость;
- для слабослышащих;
Среди обучающихся есть дети со сложным дефектом – это глухота и умственная отсталость, глухота и ДЦП, тугоухость и умственная отсталость. Есть обучающиеся, испытывающие психологические проблемы, с тяжелым психическим расстройством, а также обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации, приходящие, как правило, без специальной подготовки или из общеобразовательных школ с серьезными пробелами в знаниях. Для таких обучающихся, создаются специальные условия, учитывающие их индивидуальные особенности.
Реализуемые образовательные программы
Миссией специальной коррекционной школы является создание условий для обеспечения допустимого и оптимального уровней образования учащихся с нарушением слуха и умственной отсталостью. Учебный процесс строится так, чтобы обеспечить каждому ребёнку индивидуальный путь получения образования с учётом его психофизических особенностей, с учётом диагноза, с учётом рекомендаций ПМПК по выбору рекомендаций обучения. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1 ступень – начальное общее образование
- Образовательные программы начального общего образования:
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I,II вида».
- Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
- «Программы специальной образовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы)».
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I,II вида (для глухих детей, имеющих задержку психического развития)»
- Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования.
2 ступень – основное общее образование
- Образовательные программы основной школы (вторая ступень обучения).
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II вида».
- Образовательные программы основного общего образования:
- Программы специальной образовательной школы для глухих детей (вспомогательные классы)»
Образовательный процесс в специальных классах для детей со сложной структурой дефекта (недостатками слуха и умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.) организуется по специальным индивидуальным программам развития.
Реализация основных направлений образовательной программы школы осуществляется за счет решения следующих задач:
-использование вариативных образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения;
-адаптация государственных учебных программ для массовой школы к особенностям коррекционной школы I ,II вида;
-развитие речи глухих учащихся как средства общения, психических процессов активности и самостоятельности в процессе деятельности;
-создание условий для успешной социализации выпускников школы;
-создание необходимых условий для формирования здорового образа жизни в школе;
-обеспечение качественного, разностороннего, универсального базового образования на основе современных технологий обучения.
Все это направлено на «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников» (Закон РФ «Об образовании в РФ», раздел 1, ст. 2).
Организация учебного процесса
Школа работает для обучающихся 1-11классов в режиме пятидневной учебной недели. Занятия проводятся в одну смену.
Продолжительность учебного года: в 2-11 классах - 34 учебные недели, в 1 классе- 33 недели. Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока до 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Продолжительность уроков для 2-11 классов - 40 минут.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 12 календарных недель.
Учебный год условно делится на четверти, являющиеся периодами, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. По расписанию ведутся индивидуальные занятия сурдопедагога с каждым обучающимся по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи.
Учащиеся обеспечиваются трёхразовым бесплатным питанием.
В 2016-2017 учебном году методическая тема, по которой работала школа «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития потенциала школьника с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: Создание оптимальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей каждому ребенку условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания образования
Задачи:
- Повышать качество обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- Создать условия для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Обеспечить эффективную методическую подготовку педагогов в рамках введения ФГОС.
- Создавать благоприятные условия для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося;
- Продолжать выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, отражающих личностно-ориентированный подход;
- Повышать эффективность работы с мотивированными и одаренными детьми;
- Создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся на основе взаимодействия с образовательными, культурно - досуговыми организациями и социальными партнерами;
- Совершенствовать условия единого речевого пространства: семья –начальная школа – средняя школа – социум;
- Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, их подготовки для работы в современной информационной среде;
- Совершенствовать систему стимулирования профессиональной деятельности педагогов.
Стратегической целью деятельности педагогического коллектива является создание в школе среды, максимально способствующей умственному, психическому, физическому и нравственному развитию обучающихся, обеспечивающему социальную адаптацию, профессиональную подготовку и профориентацию обучающихся, а также формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Приоритетами работы школы являются:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся. - повышение качества учебно-воспитательного процесса.
- профессиональная ориентация учащихся.
- развитие творческих способностей учащихся.
-совершенствование профессионально-педагогической компетентности педагогов.
Оценка системы управления образовательной организации.
Управление школой осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении и Уставом школы.
Администрация школы работает над вопросом организации оптимальной системы управления педагогическим и ученическим коллективами, сотрудничества с родителями.
Управленческая деятельность осуществляется через коллективные формы работы .
Единоличным исполнительным органом учреждения является руководитель - директор. Коллегиальными органами управления учреждения являются: Общее собрание работников образовательного учреждения, Совет школы, Педагогический совет.
Все органы самоуправления работают в рамках своей компетенции и в полном объеме реализуют свои права и исполняют обязанности.
Оперативное управление, реализуемое директором школы, осуществляется своевременно на основании решений, принятых органами самоуправления. В 2016/2017 учебном году органы самоуправления на заседаниях рассматривали вопросы, которые в полной мере отражают деятельность образовательной организации.
Структура управления школой предполагает тесное взаимодействие персональных органов (директор, его заместители, классные руководители, учителя) с коллегиальными органами управления, представленными различными участниками образовательного процесса (педагогами, родителями).
Координация деятельности аппарата управления реализуется через административные совещания, совещания при директоре, работу Педагогического совета, корректировку плана работы школы и осуществляется в различных формах, выбор которых определяется исходя из задач, поставленных образовательной программой, программой развития, годовым планом работы, локальными актами школы. Основными формами координации деятельности аппарата управления в ОУ являются:
– годовой план работы школы;
– план ВШК;
– заседания Совета школы ;
– педагогические советы;
– заседания Методического объединения учителей;
- собрания работников образовательного учреждения;
– административные совещания;
– тематические совещания при заместителе директора;
- тематические совещания при директоре;
Об эффективности системы управления образовательной организацией могут свидетельствовать следующие факты:
- Развивается государственно-общественная форма управления образовательной организацией – созданный Совет школы решает совместно с администрацией и педагогическим коллективом важные педагогические и организационные вопросы жизнедеятельности школы.
- Результативность работы школы на различных уровнях ( рост числа обучающихся-победителей и призёров в различных олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях.)
Совершенствование содержания и технологий образования
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующая в единое целое всю систему работы школы является методическая работа. Роль методической работы школы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа в школе осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- обновление образовательных стандартов;
- работа над единой методической темой;
- совершенствование содержания, форм, средств обучения;
-совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы;
- совершенствование системы управления школой, работа с родителями, общественностью;
- совершенствование воспитательной системы школы;
- совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.
При планировании работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы
- тематические педагогические советы.
- методический совет.
- методические объединения.
- работа учителей над темами самообразования.
- открытые уроки, их анализ.
- взаимопосещение и анализ уроков.
Работа над единой методической темой строилась и через активную работу МО:
- заседания МО;
- предметные недели.
- индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
- организация и контроль курсовой подготовки учителей.
- аттестация.
- работа над темой самообразования;
- участие в городских, областных мероприятиях, интернет-конкурсах;
- публикации.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2016 - 2017 учебном году в рамках работы над методической темой школы в течение года были проведены следующие педагогические и советы: « Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса- необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся.», «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности -как условие повышения качества обучения в школе».
В школе действовало 3 методических объединения:
учителей начальных классов – руководитель Прусакова М.В.,
учителей РСВ– руководитель Модестова И.А.
учителей старших классов – руководитель Майорова Т.С.
Каждое МО имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы. Основной формой работы МО являлись заседания, на которых рассматривались, изучались актуальные вопросы, предлагались пути совершенствования методической деятельности, проходила экспертиза оценочных материалов рабочей программы.
В 2016-2017 учебном году методическая работа учителей начального звена была выстроена в 2 направлениях:
-заседания методического объединения (семинарские занятия)
- межсекционная работа
На заседаниях рассматривались вопросы:
- Проблемы преемственности в работе педагогов по развитию речи глухих и слабослышащих учащихся.
-Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке.
Рекомендации «Быстрое устранение дефектов речи».
-Организация коррекционной работы в начальных классах.
-Формирование универсальных учебных действий на уроках. Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.
- Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса.
-Использование компьютерных технологий в образовательном процессе.
-Формы использования информационных технологий и Интернет-технологий в процессе изучения учебных предметов.
-Использование информационных технологий в начальной школе — как одно из условий повышения качества образования.
-Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС. Инновационные технологии.
-Особенности использования цифровых информационных технологий, позволяющих формировать у школьников ключевые компетенции
Во время межсекционной работы организовывалась:
- взаимопроверка тетрадей по русскому языку, математике 2-6 классов с целью выполнения орфографического режима, соблюдения норм оценок, объема работы, дозировки классной и домашней работы, организации дифференцированной работы на уроках;
- взаимопроверка контрольных тетрадей по русскому языку и математике во 2 – 6 классах;
-проверка ведения и оформления ученических дневников во 2-6 классах;
-пополнение методической копилки учителями начальных классов;
- проводились консультации по составлению контрольных работ, итоговых комплексных работ по предметам для 2-6 классов;
- анализировались итоги контрольных работ.
- проводились индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
Классных руководителей: 8
2 класс – Колдузова Н.Е.
4 класс – Глазкова Т.А.
5 класс – Петрова С.С.
6 класс – Прусакова М.В.
6 класс (домашнее обучение) – Майорова Т.С.
7 класс – Леонова Е.Г.
8 класс – Гончаренко Т.В.
10 класс – Солопеева Л.Е.
Учителей РСВ: 6
Модестова И.А.
Сандалева В.М.
Колдузова Н.Е.
Уварова Н.В.
Жаворонкова В.М.
Петрова С.С.
Проанализировав деятельность МО, следует отметить, что в школе ведется целенаправленная работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения.
Состав обучающихся
На начало 2016 – 2017 учебного года в школе функционировало 8 классов, в которых обучалось 33 человека.
На конец учебного года в школе – 27 учащихся. Один класс в составе 6 человек был переведён приказом Министерства Образования Тверской области в Тверскую школу – интернат № 2.
1 обучающийся по состоянию здоровья не мог посещать образовательную организацию. Для данной категории детей обучение было организовано на дому.
Общее число детей–инвалидов - 27 ч.
Результаты образовательного процесса.
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования для всех категорий детей. Поэтому стратегической целью школы остается повышение качества и доступности предоставляемых населению образовательных услуг. Успеваемость по итогам 2016-2017 учебного года:
Аттестовались учащиеся 2-10 классов – 27 человек.
На «5» - 0 чел. – 0 %
На «4» и «5» - 6 чел. – 22 %
На «3» - 21 чел. – 78 %
Качество знаний по школе – 22 %; % успеваемости – 100 %
№ п/п |
Показатели |
2кл. |
4 кл. (уч-ся с нарушением интеллекта). |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8кл. |
10кл. |
1. |
количество учащихся |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2. |
% успеваемости |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
3. |
% качества |
0 % |
0 % |
33 % |
20 % |
60 % |
0 % |
25 % |
4. |
успевает на «5» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
успевают на «4» и «5» |
- |
- |
1 |
1 |
3 |
- |
1 |
6. |
С одной «3» |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
7. |
переведено |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Достижения обучающихся
В 2016 -2017 учебном году в олимпиадах, викторинах участвовало - 8 чел 30 % учащихся.
Участие обучающихся школы в конкурсах и мероприятиях разного уровня
Название мероприятия |
Класс, ф.и. участника |
Учитель |
Уровень |
Место |
Место проведения |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
2кл. (математика) |
Жаворонкова В.А. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
2кл. (русский язык) |
Жаворонкова В.А. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
2кл. (фор-ние произносительной стороны речи) |
Колдузова Н.Е. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
2кл. (развитие речевого слуха) |
Колдузова Н.Е. |
международный |
участник |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
5кл. – 2 чел.(грамматика) |
Петрова С.С. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
5 кл. – 2чел. (развитие речи) |
Петрова С.С. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
5кл.- 1 чел.(математика) |
Петрова С.С. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
5кл. – 1 чел.(математика) |
Петрова С.С. |
международный |
2 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл.- 1 чел. (математика) |
Прусакова М.В. |
международный |
участник |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл . – 1 чел. русский язык) |
Прусакова М.В. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл .- 1 чел. (русский язык) |
Прусакова М.В. |
международный |
2 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл – 1 чел.(обеспечение здорового образа жизни) |
Прусакова М.В. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл . – 2чел. чел.(обеспечение здорового образа жизни) |
Прусакова М.В. |
международный |
2 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл . – 1 чел.(фор-ние произносительной стороны речи) |
Прусакова М.В. |
международный |
2 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл. – 1 чел.(развитие речевого слуха) |
Прусакова М.В. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл.- 1 чел. ( обеспечение здорового образа жизни) |
Прусакова М.В. |
международный |
3 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл.- 1 чел.( математика) |
Прусакова М.В. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл.- 1 чел.(грамматика) |
Прусакова М.В. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл. – 1 чел. (русский язык) |
Прусакова М.В. |
международный |
участник |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
6 кл. – 1 чел. ( развитие речи) |
Прусакова М.В. |
международный |
3 |
дистанционно |
Викторина «Любознайка» |
6 кл - 6 чел |
Прусакова М.В. |
всероссийский |
участник |
Центр довузовской подготовки |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
10 кл. – 1 чел.(развитие речевого слуха) |
Модестова И.А. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
10 кл . – 1 чел.(фор-ние произносительной стороны речи) |
Модестова И.А. |
международный |
1 |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
10 кл. – 1 чел. (русский язык) |
Модестова И.А. |
международный |
участник |
дистанционно |
Предметная олимпиада «Родник знаний» |
10 кл. – 1 чел. (литература) |
Модестова И.А. |
международный |
участник |
дистанционно |
Педагогический процесс выполняет образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие функции, результатом всей деятельности должна стать разносторонняя самореализация личностных особенностей ребенка с нарушением слуха. Комплексный психолого-педагогический подход в обучении глухих детей включает в себя систему параметров обследования состояния слуха, состояния речи и особенностей обучения.
Основные принципы обучения и воспитания детей с нарушением слуха:
-коррекционная направленность;
-единство процесса обучения основам наук и словесной речи;
-интенсификация разового восприятия;
-опора на предметно-практическую деятельность (ППД);
-интенсификация речевого общения.
Коррекционная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Развитие речевого слуха – одна из основных коррекционных задач, стоящих перед сурдопедагогами. Сурдопедагоги интенсивно развивают остаточный слух обучающихся, работают над усилением слухового компонента в восприятии речи, совершенствуют навыки общения учащихся на слухо-зрительной основе. Таким образом, формируют ключевые компетенции: коммуникативную и готовность к социальному взаимодействию.
Эту область образования в школе составляют такие коррекционные дисциплины и методические приёмы, как индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения, фонетическая ритмика, музыкально-ритмические занятия, специально организованная работа по РСВ на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях. Обучение слуховому восприятию и устному воспроизведению данного речевого материала обеспечивает более эффективное его усвоение и запоминание.
Основным контингентом нашей школы являются дети с врождённой или рано приобретённой глухотой. Наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих наряду с глухотой одно или несколько нарушений различной тяжести: нарушение интеллекта, центральной нервной системы. Каждый поступающий в школу имеет заключение психолого–медико–педагогической консультации, дополнительно обследуется сурдопедагогом , психологом школы.
На начало и конец учебного года сурдопедагоги школы были обеспечены пакетом необходимых документов по фиксированию и анализу результатов обследования состояния слуха и устной речи учащихся.
Показателями работы учителей-сурдопедагогов является уровень слухо-зрительного восприятия устной речи глухими и слабослышащими детьми и её внятность. С целью отслеживания уровня внятности речи ежегодно проводятся аналитические проверки с привлечением учителей школы.
Результаты развития речевого слуха
слабослышащих и имплантированных обучающихся.
Мониторинг восприятия контрольной группы слов с индивидуальным слуховым аппаратом.
Класс |
Сурдопедагог |
% восприятия |
2 |
Колдузова Н.Е. |
70% |
4 |
Колдузова Н.Е. |
49% |
5 |
Петрова С.С. |
100% |
6 |
Колдузова Н.Е. |
73% |
7 |
Жаворонкова В.А. |
93% |
8 |
Модестова И.А. |
55% |
10 |
Уварова Н.В. |
91% |
Средний процент внятности устной речи по школе составляет- 73%
Класс |
Средний процент внятности |
ФИО сурдопедагогов, ведущих индивидуальные занятия по РСВ и ФП |
2 |
88% |
Колдузова Н.Е. |
4 |
57% |
Колдузова Н.Е. |
5 |
97% |
Петрова С.С. |
6 |
55% |
Колдузова Н.Е. |
7 |
91% |
Жаворонкова В.А. |
8 |
44% |
Модестова И.А. |
10 |
84% |
Уварова Н.В. |
Развитие слухового, слухо-зрительного восприятия и самостоятельной речи на общеобразовательных предметах.
В мае был проведён мониторинг усвоения программного речевого материала. Результат оценивался по всему классу по всем предметам.
Мониторинг развития самостоятельной речи и слухового, слухо-зрительного восприятия на общеобразовательных предметах.
№ п/п |
Класс |
Восприятие и воспроизведении речевого материала в форме повторения |
Ф.И.О. сурдопедагогов, ведущих индивидуальные занятия по РСВ и ФП |
1 |
2 |
70% |
Колдузова Н.Е. |
2 |
4 |
49% |
Колдузова Н.Е. |
3 |
5 |
100% |
Петрова С.С. |
4 |
6 |
73% |
Колдузова Н.Е. |
5 |
7 |
93% |
Жаворонкова В.А. |
6 |
8 |
55% |
Модестова И.А. |
7 |
10 |
91% |
Уварова Н.В. |
В 2016-2017 была проведена проверка знаний учащих по теме: «Машины специального назначения».
Проверено: 26 чел. Результаты следующие:
№ п/п |
Класс |
Средний процент проверки по классам |
Ф.И.О. сурдопедагогов, ведущих индивидуальные занятия по РСВ и ФП |
1 |
2 |
68% |
Колдузова Н.Е. |
2 |
4 |
80% |
Колдузова Н.Е. |
3 |
5 |
97% |
Петрова С.С. |
4 |
6 |
70% |
Колдузова Н.Е. |
5 |
7 |
89% |
Жаворонкова В.А. |
6 |
8 |
67% |
Модестова И.А. |
7 |
10 |
85% |
Уварова Н.В. |
Цели коррекционной работы по РСВ и ФП на 2017-2018 учебный год:
- Совершенствовать методы и приёмы работы по формированию произношения и развитию слухового восприятия глухих детей, внедрять современные технологии реабилитации и обучения глухих детей устной речи.
- Совершенствовать деятельности всех участников образовательного процесса по выполнению требований единого слухоречевого режима.
Задачи:
- Оптимизация слухоречевой среды, направленная на развитие коммуникативной культуры воспитанников.
2..Внедрение в работу по РСВ и ФП элементов верботонального метода.
3.Активизация работы с родителями по вопросам формирования устной речи глухого ребёнка.
Работа школьной ПМПк
(психолого – медико – педагогической комиссии)
В школе с августа 2015 года организован психолого-медико-педагогический консилиум. Организация деятельности данной структуры в условиях конкретного образовательного учреждения обоснована письмом Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27/03/2000 года с целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения и оказания комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии.
ПМПк был сформирован из сотрудников школы, имеющих необходимый уровень образования, специальность, а также опыт работы с детьми с отклонениями в развитии.
За 2016-2017 учебный год ПМПк проводилась работа по следующим направлениям:
- оказание содействия в комплектовании классов на новый учебный год;
- подведение итогов усвоения специальной индивидуальной программы развития;
-проведение диагностических мероприятий для выявления детей, нуждающихся в переводе на другой вариант программы;
-обеспечение комплексного сопровождения данной категории учащихся всеми службами школьного консилиума на протяжении учебного года.
Кроме этого, в функции ПМПк входит решение конкретных проблем обучения, поведения и психического здоровья детей.
Специалисты ПМПк оказывают индивидуальную помощь школьникам, а также консультативную помощь педагогам и родителям.
Школьный ПМПк осуществляет также проведение профилактических мер по предотвращению возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, между педагогами и учащимися.
Таким образом, создание и функционирование в школе данной структуры помогает решать психодиагностические, коррекционные, развивающие, консультационные и просветительские задачи в соответствии с целями и задачами самой школы.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
В 2016-2017 учебном году педагогом-психологом был проведен ряд различных мероприятий.
Отчёт психолога Гайрабековой Ф.Р.
Отчет о работе педагога-психолога
за II – е полугодие
ГКОУ ТШ № 1
Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности
Поставленные задачи:
- Выявление причин неуспеваемости
- Анализ динамики развития познавательных процессов и способностей
- Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация
- Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений
- Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении
- Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам
- Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности за прошедший период времени работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Статистический отчет
Общее количество учащихся 27 человека, из них девочек – 9, мальчиков – 18
Количество проведенных мероприятий за прошедший период:
|
Учащиеся 2-10 классов (кол-во мероприятий) |
Педагоги (кол-во) |
Родители (кол-во ) |
|
Консультации |
177 |
7 |
10 |
|
Коррекционно-развивающая работа |
Индивид. занятия |
Групповое |
Индив. консультации |
|
109 |
60 |
68 |
|
|
Диагностика |
Индивид. |
|
|
|
31 |
|
|
Консультативное направление
За прошедший период с 9-го января по 3 –е июня 2017 года было проведено 177 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, педагогов и родителей.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме:
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
- проблемы в детско-родительских отношениях
- консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию родителей на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей.
Диагностическое направление.
В течение времени диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, исследования уровня тревожности и адаптация учащихся), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу.
В 7-м классе была проведена первичная диагностика по исследованию уровня тревожности и адаптации используя специальный проективный тест (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) совместно с социальным педагогом.
М |
43% |
Д |
50% |
Д |
64% |
М |
49% |
М |
64% |
Индивидуальный анализ при первичной диагностике
М |
36% |
Д |
41% |
Д |
65% |
М |
29% |
М |
50% |
|
Индивидуальный анализ при повторной диагностике
Повторная диагностика была проведена после индивидуальной и коррекционно – развивающей групповой работы в 7- м классе.
Сравнительный анализ группы:
М |
43% |
36% |
Д |
50% |
41% |
Д |
64% |
65% |
М |
49% |
29% |
М |
64% |
50% |
1 ряд |
2 ряд |
Сравнительный анализ после повторной диагностики учитывая результаты
Выводы. Оценивая проведенную первичную и повторную диагностическую работу, совместно с социальным педагогом можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, и поставленные задачи на снижение уровень тревожности и адаптацию учащихся, были выполнены.
Исходя из полученных результатов наблюдается положительная динамика после повторной диагностики, практически у всей группы.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися школы № 1, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 6 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- развитие внимания
- коррекция эмоционального состояния
- работа со стрессовыми состояниями
- работа с агрессией
- развитие коммуникативных навыков
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной по отзывам самих участников. Однако, стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися старших классов.
Коррекционно – развивающая работа была проведена отдельно с детьми входящих в группу риска по специальной программе: Практические приемы для детей «группы риска». Задачей такой программы была развивать у детей способность, увидеть и применить различные способы навыков жизни и коммуникативной компетенции в социальной среде обитания подростков.
Также были проведены тренинги для старших классов по формированию коммуникативных способностей и создания позитивного восприятия, как себя, так и окружающей социальной среды.
В программу была включена «Песочная терапия» что позволяет развить мелкую и крупную моторику, и работа как индивидуально, так в групповых занятиях. Занятия такого рода, показали динамичную работу как в группах, так и отдельно с каждым ребенком.
Выводы. Проведенную групповую коррекционно - развивающую и индивидуальную работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В будущем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы для дальнейшего успешного обучения.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка тренингов для учащихся; г) разработка и написание программ выступлений на собраниях; д) создание базы диагностических методик.
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
- Оформление документации педагога-психолога
- Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с учащимися.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и положительной динамики в дальнейшем. Задача продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший период времени.
2.6. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Администрация уделяет большое внимание укомплектованности образовательной организации педагогическими, руководящими работниками, уровню их квалификации, а также обеспечивает непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников школы-интерната. Образовательный уровень руководящих и педагогических работников соответствует занимаемой должности, базовое образование учителей-предметников соответствует преподаваемому предмету.
Характеристика педагогического коллектива
Показатели |
Количество |
% к общему количеству педагогов
|
Количество педагогических работников (без совместителей) |
17 |
100 |
Педагоги, имеющие образование: |
|
|
среднее специальное (всего) |
1 |
7% |
в том числе, педагогическое |
1 |
7% |
незаконченное высшее (всего) |
|
|
в том числе педагогическое |
|
|
высшее (всего) |
16 |
94% |
в том числе, педагогическое |
15 |
88% |
Педагоги, имеющие квалификационные категории |
|
|
высшую |
7 |
42% |
первую |
8 |
47% |
нет категории по законным основаниям |
1 |
7% |
Педагоги, имеющие награды, почетные звания: |
|
|
Почетное звание «Почѐтный работник общего образования Российской Федерации» |
1 |
7% |
Почетная грамота Министерства образования РФ |
2 |
12% |
Почетная грамота Министерства образования Тверской области |
6 |
35% |
Почетные грамоты Управления образования |
|
|
По стажу работы: |
|
|
до 5 лет |
4 |
24% |
свыше 30 лет |
4 |
24% |
Возрастной состав педагогов: |
|
|
до 25 лет |
1 |
6 % |
25-35 лет |
2 |
12 % |
35 -50 лет |
9 |
53 % |
50 -55 лет |
1 |
6 % |
Старше 55лет |
4 |
23 % |
Кадровый состав
По количественному составу педагогический коллектив школы за 2016-2017 учебный год практически не изменился .В школе есть социальный педагог, педагог-психолог, 3 воспитателя ГПД.
Средний возраст педагогических работников – 44 года.
Учителя школы непрерывно повышают свой профессиональный уровень с помощью: педагогических советов, заседаний школьных методических объединений, участия в обучающих семинарах и мастер-классах, курсов повышения квалификации, публикаций.
Педагоги школы в течение года транслировали опыт своей работы педагогам области:
- Директор школы Уварова Н.В. являлась модератором площадки на 1 слёте для родителей, воспитывающих детей- инвалидов.
Учителя школы :
- Леонова Е.Г. имеет благодарность и сертификат за публичное представление и за размещение собственного методического материала и на федеральном уровне (в сети Интернет) на сайтах на страницах СМИ «Завуч. ИНФО»,
- Глазкова Т.А, имеет благодарность и сертификат за публичное представление и за размещение собственного методического материала и на федеральном уровне (в сети Интернет) на сайтах на страницах СМИ «Завуч. ИНФО» , свидетельство о публикации методического материала в Областном Ресурсном центре работников образования учреждений интернатного типа и специальных(коррекционных) школ Тверской области.
- Прусакова М.В. имеет благодарность и сертификаты за публичное представление и за размещение собственного методического материала и на федеральном уровне (в сети Интернет) на сайтах на страницах СМИ «Завуч. ИНФО», «Педагогическая газета», «Инфоурок», «Портал Педагога».
Учителя принимали активное участие в региональных семинарах и конференциях:
- Всероссийский семинар для участников апробации учебных пособий. Г. Москва- 2 чел.
-Областной семинар «Учебно-методическое обеспечение реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ в условиях разных форм образовательного процесса. Современные УМК издательства «Просвещение»-ресурс развития специального и инклюзивного образования. Акционерное общество «Просвещение» г.Москва».Организован ГБОУ ДПО ТОИУУ на базе ГКОУ «Тверская школа-интернат №2» - 2 чел.
-Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы инклюзивного образования: опыт и перспективы». Организованной Институтом педагогического образования ТГУ совместно с кафедрой воспитания ГБОУ ДПО ТОИУУ.- 4 чел.
- Областной семинар «Эффективное использование ресурсов образовательной организации, обучающей детей с ОВЗ, для развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях подготовки к введению ФГОС ОВЗ», организованный в ГКОУ « Кувшиновская школа-интернат» - 4 чел.
4 педагогических работника школы ( Солопеева Л.Е., Гончаренко Т.В. Петрова С.С., Иванова Е.Е. ) в соответствии с перспективным планом повышения квалификации педагогических работников на 2016-2017 учебный год прошли курсы повышения квалификации в ГБОУ дополнительного профессионального образования Тверской области ИУУ по программе «Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Модестова И.А., Прусакова М.В. прошли курсы в ГБОУ ДПО ТОИУУ «Экспертная оценка профессиональной деятельности педагогических работников Тверской области».
Педагог - психолог Гайрабекова Ф.Р. участвовала во Всероссийкой научно-практической конференции «Актуальные проблемы практической психологии», « Основы инклюзивного танца и танцевальной реабилитации».
Петрова С.С получает второе высшее (специальное, дефектологическое) образование в ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», по профилю «Логопедия».
Ряд педагогов (5 человек, 29 %) прошли курсы переподготовки:
- Леонова Е.Г.- в «Московском институте современного академического образования» с присвоением квалификации «учитель изобразительного искусства»
- Соболева Н.А в АНО ДПО «УрИПКиП» «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Дефектология и специальная (коррекционная) педагогика и психология лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Майорова Т.С. в АНО ДПО «УрИПКиП» «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Дефектология и специальная (коррекционная) педагогика и психология лиц с ограниченными возможностями здоровья»
- Прусакова М.В. в АНО ДПО «УрИПКиП» «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Сурдопедагогика и сурдопсихология»»,
- Глазкова Т.А. – в АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» по программе «Дефектология» с присвоением квалификации: учитель – дефектолог.
Также педагоги в течение учебного года принимали участие в дистанционных конкурсах профессионального мастерства:
Колдузова Н.Е.- Международная олимпиада для сурдопедагогов «Дыбас»
- сертификат участника
Жаворонкова В.А. – Международная олимпиада для сурдопедагогов «Дыбас»
- сертификат участника
Модестова И.А. - Международная олимпиада для сурдопедагогов «Дыбас»
- сертификат участника
Глазкова Т.А.- сертификат по ИКТ-компетентности, проект "Мир олимпиад"
2.7. Характеристика воспитательной работы и дополнительного образования.
Воспитательная система школы учитывает индивидуальные особенности обучающихся , классных коллективов, возрастные особенности, особенности контингента родителей обучающихся.
В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив школы ставил перед собой следующие цели и задачи воспитательной работы:
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма, потребности изучать историю и культуру Отечества, своего родного края - формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение этих ценностей;
- подготовка к активному участию в различных сферах жизни общества воспитание уважения к труду и людям труда, совершенствование навыка организации индивидуального и коллективного труда;
- формирование у обучающихся сознательной дисциплины, привитие навыков культурного поведения;
-совершенствование и развитие индивидуальных творческих способностей, вовлечение в занятия спортом;
В связи с поставленными целями и задачами в школе создавались условия для всестороннего развития личности, поддерживались и укреплялись школьные традиции, усовершенствовалось методическое мастерство классных руководителей.
Приоритетные направления воспитательной работы:
- Гражданско-патриотическое, правовое.
- Духовно-нравственное и эстетическое .
- Интеллектуальное, трудовое .
- Спортивно-оздоровительное, экологическое.
Названные направления решались через систему учебных занятий, факультативную работу, участие в областных, городских и школьных праздниках, творческих конкурсах, выставках, развивающе-познавательных играх и т.д.
Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся, что обеспечивало их социализацию и реабилитацию при одновременном обеспечении массовости мероприятий, которые позволяли обучающимся проявлять свои творческие способности.
Воспитательная работа школы была направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в рамках ведущих жизненных ориентиров.
Проведены экскурсии:
- «Путешествие по Эрмитажу» Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена
- «От стрелы до ракеты» Тверской краеведческий музей
- «Мастер мультипликации – Котеночкин» Библиотека им. Герцена
- посещение ТЮЗа ,спектакль «Теремок»
- ДК «Пролетарка» спектакль «Чудеса у новогодней ёлки»
- «Масленица»,Выставочный зал
- Экскурсия «Тверской политехнический колледж»
- Экскурсия «Колледж сервиса и туризма»
- Экскурсия «Центр суицидальной превенции»
- Марафон здоровых привычек «Доброе слово»
- Экскурсия «Тверской полиграфический колледж»
Традиции школы сохранялись благодаря усилиям педагогического коллектива, который активно включался в творческий процесс подготовки и проведения общешкольных мероприятий. В течение 2016-2017 учебного года в школе были организованы общешкольные мероприятия: «Праздник первого звонка», « Новогоднее театрализованное представление: Сказка «Снежная королева», праздник, посвященный 23 февраля и 8 Марта, «До свидания школа. Здравствуй, лето!».
Второй год школа работает над проектом, посвящённом Дню Победы.
" Никто не забыт, ничто не забыто." Ученики школы в течении учебного года принимали активное участие в подготовке к подведению итогов проекта, которые подводились по следующему плану:
Открытие недели "Этих дней не смолкнет слава" -презентация "История парада победы 24 июня"; - знакомство с календарем отсчета дней до дня Победы. 1 неделя. -устный журнал "Женщины- летчицы" презентация и выступление учащихся; - оформление альбома "Женщины на войне" - выставка рисунка "Пусть всегда будет солнце" 2 неделя -устный журнал "Животные на войне" презентация и выступление учащихся - оформление выставки "Невоспетые герои" 3 неделя - занятие в библиотеке им.Герцена " Дорогами войны" - устный журнал "Дети конц.лагерей" презентация и выступление детей - оформление плаката "Чтобы помнили.." 4 неделя - выступление детей, родителей и учителей в акции "Бессмертный полк" - подведение итогов в игре "Брейн-ринг" - возложение цветов в парке Победы - акция "Письмо ветерану"
Все мероприятия были организованы на высоком уровне.
В феврале 2017 года учащиеся школы приняли активное участие в областном открытом речевом фестивале «Сказки гуляют по свету» среди образовательных организаций Тверской области, реализующих АОП для обучающихся с нарушением слуха в ГКОУ « Кувшиновская школа-интернат».
Большинство из проводимых массовых школьных мероприятий запомнилось своей красочностью, эстетическим содержанием и оформлением, яркими творческими номерами, благодаря педагогам Уваровой Н.В, Леоновой Е.Г., Прусаковой М.В., Петровой С.С., Модестовой И.А..
Особенностью общешкольных мероприятий стало активное участие в них не только учащихся, но и их родителей.
Дополнительное образование осуществляется в школе по следующим направлениям:
-художественно-эстетическое (жестовое пение).
-спортивно-оздоровительное (плавание).
- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное (экскурсионная работа, участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях и т.д.).
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей обучающихся, их личному развитию и социализации. Повышение уровня самооценки, проявление инициативы – это тот результат, к которому стремится педколлектив школы. Анализируя результативность работы педагогического коллектива в плане воспитательного влияния деятельности по развитию творческих способностей обучающихся через разнообразные формы образовательной и внеурочной деятельности, можно констатировать рост самосознания, приобретение социальных компетенций, рост социальной активности, заинтересованности в результатах своего творчества. По полученным показателям можно отметить, что эта задача коллективом решается успешно. Воспитанники школы регулярно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках областного, всероссийского, межрегионального, международного значения, завоевывают призовые места.
Благодаря работе учителей-предметников и классных руководителей многие обучающиеся нашей школы стали призерами различных конкурсов и соревнований.
В 2016 -2017 учебном году в творческих конкурсах участвовало – 15 чел 56 % учащихся.
Таблица участия учащихся в творческих мероприятиях разного уровня
Название мероприятия |
Класс |
Учитель |
Уровень |
Место |
Место проведения |
Конкурс « Крупяная фантазия» |
4 кл, 1 чел. |
Глазкова Т.А. |
всероссийский |
1 |
дистанционно |
« Праздник красок» |
4 кл, - 3 чел. |
Глазкова Т.А. |
международный |
1 |
дистанционно |
Областной экологический праздник (номинация: изо) |
4 кл. – 1 чел. |
Глазкова Т.А. |
региональный |
1 |
Тверская школа-интернат № 1 |
Областной экологический праздник (номинация: выразительное чтение) |
5 кл.- 1 чел. |
Петрова С.С. |
региональный |
спец приз. |
Тверская школа-интернат № … |
|
|||||
Областной экологический праздник (номинация: экологический знак) |
6 кл.-1 чел. |
Леонова Е.Г. |
региональный |
1 |
Тверская школа- интернат № 1 |
Областной экологический праздник (номинация: декоративно-прикладное тв-во) |
6 кл. -1 чел. |
Леонова Е.Г. |
региональный |
2 |
Тверская школа- интернат № 1 |
Областной экологический праздник (номинация изо) |
6 кл. -1 чел. |
Леонова Е.Г. |
региональный |
3 |
Тверская школа- интернат № 1 |
Конкурс «9 Мая-День Победы» |
4 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
1 |
дистанционно |
Конкурс «9 Мая-День Победы» |
2 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
2 |
дистанционно |
Конкурс «9 Мая-День Победы» |
2 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
3 |
дистанционно |
Конкурс декоративно-прикладного тв-ва «Признание» (вышивание, декупаж) |
3 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
1 |
дистанционно |
Конкурс декоративно-прикладного тв-ва «Признание» (вышивание, декупаж) |
2 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
2 |
дистанционно |
Конкурс рисунков «Палитра» (рисунок, батик, роспись) |
4 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
1 |
дистанционно |
Конкурс рисунков «Палитра» (рисунок, батик, роспись) |
3 чел. |
Леонова Е.Г. |
всероссийский |
2 |
дистанционно |
Фестиваль «Пасхальная радость» (номинация : рисунок) |
7 чел. |
Леонова Е.Г. |
региональный |
участники |
г. Тверь |
Коллектив «Радуга» начал свою деятельность в 2005 году. Руководитель коллектива – сурдопедагог высшей квалификационной категории, директор ГКОУ ТШ № 1 Уварова Наталия Викторовна.
За это время сменилось ни одно поколение воспитанников. Ребята с большим удовольствием занимаются в коллективе. Сейчас возраст участников от 8 до 18 лет. В коллективе 12 воспитанников.
Жестовое пение – уникальный, неповторимый способ передачи текстов песен, эмоций, ритмов. Этот вид деятельности помогает раскрыть творческие способности школьников. Во время таких занятий активизируются и совершенствуются: словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение. Здесь школьники средствами искусства овладевают социальным опытом, навыками общения, познают особенности человеческих отношений, учатся их понимать и оценивать .
Ребята становились призёрами областных и межрегиональных конкурсов.
В течение 2016-2017 учебного года участники коллектива участвовали:
В сентябре:
- на первом региональном слёте родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом (г. Тверь);
- на благотворительном мероприятии в Тверском Доме милосердия.
В ноябре:
- получили диплом 2 степени за участие в интегрированном фестивале творчества «Путь к успеху» в номинации «Золотые голоса земли Тверской».
14 ноября 2016г. в г. Москва проходил Девятый Международный фестиваль Жестовой песни «ДУША ПОЁТ» для детских и молодежных творческих коллективов. Тема фестиваля: «Россия сильна талантами».
Коллектив получил Диплом лауреатов первой степени.
Кроме того, ребята получили сертификат на участие в культурной и конкурсной программе Открытого Межрегионального детско-юношеского фестиваля-конкурса вокального искусства «Поющая Волга» в рамках Всероссийского инновационного Фестиваля детско-юношеского творчества « 100 городов России»
В марте:
- на базе Тверского колледжа сервиса и туризма учувствовали в открытии II Молодёжного Фестиваля искусства и спорта «Мы раскрываем крылья!» для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- участники коллектива выступили в ГКОУ ТШ №2 для ребят с нарушенным интеллектом на региональном мероприятии «День толерантности».
В апреле :
- приняли участие в межрегиональном фестивале Жестового пения «Поющие руки» (г. Санкт-Петербург)и заняли 3 место в номинации «трио».
-выступили на «Дне православной книги» в ГКОУ Тверская школа № 4, перед воспитанниками школы.
-коллектив принимал участие в 20 межрегиональном фестивале «Поющие руки» г. Санкт-Петербург. Коллектив получил два диплома фестиваля: -за оригинальность замысла жестовой песни «Журавли», «За артистизм исполнения песни «Смуглянка».
В мае:
- коллектив занял 3 место в номинации «Жестовое пение» во Всероссийском фестивале «Пасхальная радость».
Коллектив «Радуга» всегда с удовольствием откликается на приглашения выступить на различных мероприятиях города и области. Начиная с сентября 2016г, регулярно выступают на всех мероприятиях и праздниках в воскресной школы в Храме Владимирской Божьей Матери.
Спортивные достижения учащихся школы
Название мероприятия |
Класс участника |
Результат |
Уровень |
Соревнования по плаванию |
8 кл. |
1 м. |
областной |
Соревнования по плаванию |
4 кл. |
1 м. |
областной |
Соревнования по плаванию |
Власова Ан. |
1 м. |
областной |
Соревнования по плаванию |
Шиланкин Ил. |
1 м. |
областной |
Соревнования по плаванию |
Григорьев Д. |
3 м. |
областной |
Соревнования по плаванию |
Башлыков Ал. |
3 м. |
областной |
Профориентационная работа
В школе данное направление реализуется с помощью мероприятий, направленных на помощь при организации дальнейшего обучения (трудоустройства) выпускников.
На этапе формирования начальных знаний воспитатели и классные руководители проводят занятия – рассказы о профессиях с точки зрения содержания. Это способствует расширению кругозора, словарного запаса, коммуникативных навыков. Психолог, классные руководители выявляют интересы ребят с помощью анкетирования, проводят различные тренинги, экскурсии на предприятия города и профессионально-технические учреждения с целью помощи подросткам в выборе профессии и уточнении представлений о ее содержании.
Работа по профориентации «Я выбираю профессию» в старших классах является составной частью учебного плана предмета «Социально-бытовая ориентировка», системы допрофессиональной подготовки выпускников и содержит в себе комплекс педагогических мероприятий, направленных на формирование готовности обучающихся школы к осознанному выбору профессии:
- диагностика обучающихся о предпочтительных типах профессий;
- посещение учебных заведений, осуществляющих обучение инвалидов;
- дни открытых дверей;
- экскурсии на производственные предприятия города.
В течении учебного года в 6 – 10 классах проводились беседы:
- «Мир моих интересов»
- «Профессии наших родителей»
- «Путь в профессию начинается в школе»
- «Моя мечта о будущей профессии»
- Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.
- «Они учились в нашей школе»
- Профессии с широкой перспективой
- «Что век грядущий нам готовит»
- «Сотвори свое будущее»
по профориентации учащихся, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессионального пути;
экскурсии учащихся в профессиональные учебные заведения
- Тверской колледж сервиса и туризма
- Тверской полиграфический колледж
- Тверской политехнический колледж
Эффективность взаимодействия образовательного учреждения с родителями.
Школа ведет большую работу по привлечению родителей к воспитанию детей. Учителя и воспитатели помогают семье ориентироваться в учебе, объясняют содержание учебных программ, дают различные рекомендации: постоянное использование слухового аппарата в условиях семьи, создание условий для организации речевого общения школьников сослышащими; коррекционная работас детьми с кохлеарной имплантацией в условиях семьи, включение учащихся в практическую жизненную деятельность и мн.др. Родители приглашаются на все мероприятия, проводимые в школе.
Родители могут ознакомиться с результатами успеваемости своих детей, увидеть их участие во внеклассных мероприятий. Классные руководители, социальный педагог оказывают психолого-педагогическую помощь в организации семейного воспитания в решение трудных проблем, разрешении противоречий подросткового возраста, профилактике вредных привычек, помощь в преодолении дурного влияния асоциальных объединений. Особое внимание уделяется неблагополучным семьям.
В течение учебного года проведены тематические общешкольные собрания:
- «Стратегия действий в интересах детей» (правила безопасности в образовательном учреждении, правила пожарной безопасности., воспитание чувства патриотизма , межнациональной и конфессиональной дружбы, стратегия действий в интересах детей, выбор членов родительского комитета)
- «Безопасное детство» (Защита детей в сети Интернет, Безопасность детей на дорогах, Профилактика наркомании и алкоголизма, профилактика жестокого обращения в семье)
- «Роль семьи в становлении ребенка» (роль семьи в развитии моральных качеств подростка, Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения старшеклассников)
- «Скоро каникулы!» (внеурочная занятость как профилактика асоциального поведения подростков, промежуточная и итоговая аттестация учащихся, опасности, подстерегающие детей дома и на улице)
Сотрудничество школы с социумом
Школа сотрудничает с:
- Тверским городским выставочным центром
- Русским музеем виртуальный филиал в Твери
- Библиотекой им. Пушкина
- Библиотекой им. Герцена
- Творческой мастерской Андрея Юдина
- Региональным отделением Всесоюзного общества Глухих
- Взаимодействие с учреждениями профессионального образования:
1) «Тверской политехнический колледж»
2) «Колледж сервиса и туризма»
3) «Тверской полиграфический колледж»
4) «Тверской медицинский колледж»
Работа школьной библиотеки
Обеспеченность учебной, учебно-методической и художественной литературой.
Общий фонд школьной библиотеки (1089 экземпляров) удовлетворял запросы читателей и соответствовал развитию учебно-воспитательного процесса.
В целях повышения качества комплектования учебной литературой был проведен анализ фонда учебной литературы, имеющейся в школьной библиотеке. На МО учителей-предметников изучались действующие комплекты учебников для оформления заказа учебной литературы.
На основании анализа имеющегося фонда учебной литературы и федерального перечня на 2016-2017 учебный год был разработан список учебников по предметам с учетом преемственности в содержании и способов построения учебников одной предметно-методической линии в соответствии с образовательными программами, реализуемыми школой.
Учебно-методический фонд составлял 531 экз.
Пополнение учебно-методической литературы положительно влияло на уровень развития учащихся.
В школьной библиотеке постоянно функционировали книжные выставки. В 2016-2017 учебном году были организованы книжные выставки, посвященные:
- Дню Знаний;
- 135 лет со дня рождения русского поэта, писателя и переводчика Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969);
– 305 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), первого русского учёного-естествоиспытателя мирового значения, химика и физика, астронома, поэта, основателя современного русского литературного языка;
- 120 лет со дня рождения русского писателя Валентина Петровича Катаева (1897–1986) «Белеет парус одинокий», «Сын полка», «Цветик-семицветик»;
- Дню Победы «Этот День мы приближали, как могли»;
- Дню славянской письменности и культуры.
Активом библиотеки осуществлялись рейды по классам по проверке состояния учебников.
Школьная библиотека тесно сотрудничала с библиотекой им. Герцена, им Пушкина. Проведены совместные увлекательные мероприятия:
- «Путешествие по Эрмитажу» Центральная городская библиотека им. А.И. Герцена
- «От стрелы до ракеты» Тверской краеведческий музей
- «Мастер мультипликации – Котеночкин» Библиотека им. Герцена
- «Поэты и писатели на войне» Библиотека им. Герцена
Занятия с глухими детьми специфичны, поэтому большое значение придавалось индивидуальной работе. В общении с читателями применялась методика работы с глухими и слабослышащими детьми, выполнялся единый речевой режим.
III. Задачи на 2017-2018 учебный год .
На 2017-2018 учебный год педагогический коллектив определяет следующие цель, задачи и направления работы:
Цель: Создание оптимальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей каждому ребенку условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Задачи:
- Использовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся. Повышать качество обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- Реализация основных образовательных программ в свете введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, совершенствование существующего программно-методического сопровождения.
- Создавать благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося;
- Продолжать выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, отражающих личностно-ориентированный подход;
- Повышать эффективность работы с мотивированными и одаренными детьми;
- Создавать условия для развития творческого потенциала обучающихся на основе взаимодействия с образовательными, культурно - досуговыми организациями и социальными партнерами;
7.Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса для преодоления трудностей в учебе и формирования комфортности учащихся .
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение и социальную поддержку семей для обеспечения максимально возможного развития детей, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество
- Совершенствовать условия единого речевого пространства: семья – начальная школа – средняя школа – старшая школа – социум;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их подготовки для работы в современной информационной среде;
- Совершенствовать систему стимулирования профессиональной деятельности педагогов.
- Приводить материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
Приоритетные направления работы школы:
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся;
-повышение качества учебно-воспитательного процесса;
-профессиональная ориентация учащихся;
-развитие творческих способностей учащихся;
-совершенствование профессионально-педагогической компетентности педагогов.