Размер шрифта
A A A
Цвета сайта
Ц Ц Ц
Перейти на исходную версию
Государственное казённое образовательное учреждение Тверская школа №1

Денисенко Ольга Николаевна,  педагог высшей категории,  руководитель коллектива художественной самодеятельности «Колибри» ГСУ СКОШ 1-2 вида (для глухих и слабослышащих)

 

            Хореография и жестовое пение  как пути коррекции

                  и социализации детей с нарушениями слуха

 

     Мой опыт работы в школе глухих (а это 17 непростых лет, связанных с накоплением педагогического опыта) свидетельствует, что все больше становится случаев ненаследственной врожденной глухоты.  90% наших учащихся – из слышащих семей.

     Вопрос о причинах этого давайте оставим медикам. А мы,  люди, работающие с данной категорией детей,  отмечаем,  что большинство таких детей  имеют интеллектуальные отклонения,  недоразвитие эмоциональной,  волевой сфер,  двигательные нарушения. Из познавательных процессов наибольший недостаток обнаруживается в развитии мышления и  воображения. Имеют место  грубые дефекты   воспитания,  связанные с тем, что слышащие родители жалеют своих «больных» малышей,  а потому дети растут в условиях вседозволенности.  

     Мой интерес к проблемам развития глухих детей неслучаен – сама являясь мамой глухой от рождения дочери, я все эти вопросы решала  сначала для себя.

    Перед нами стоит множество коррекционных задач в обучении и одна из самых серьезных  –  формирование социально приемлемого поведения, усвоение социальных норм.

     Как показывает мой опыт, помочь в решении этих коррекционных задач могут регулярные занятия хореографией и жестовым пением.

     Как известно,  40% глухих и слабослышащих детей имеют координационные нарушения.  У  наших учащихся нередко встречаются серьезные нарушения координации движения  (мозжечковая недостаточность), а  нарушения средней тяжести – у каждого второго. Эти дети поступают в школу со значительным недоразвитием двигательной сферы. Не могут ловить мяч, стоять на одной ноге, подпрыгивать, пройти по доске, лежащей на полу, нормально держать ложку… В процессе занятий  хореографией и жестовым пением, дети, преодолевая свои двигательные затруднения,  учатся получать удовольствие от движения.

     Известно, что у глухих и слабослышащих детей страдает эмоциональная сфера. Часто они малоэмоциональны, плохо понимают чувства и настроения окружающих. Занятия танцами и жестовым пением помогают снять эти проблемы.  Работая над танцевальной композицией, над композицией жестовой песни, дети учатся понимать и передавать настроение произведения.  Им становятся понятны нюансы эмоционального состояния человека.

     Кроме того, занятия хореографией играют большую роль в воспитании волевых качеств личности.  Умение ставить цели и добиваться их, преодолеть усталость, плохое настроение – это те умения, которое формирует хореография. Причем они  формируются быстрее и легче, чем на общеобразовательных предметах.

     Хочется остановиться особо на вопросе о жестовом пении.  Я  рассматриваю этот жанр как синтез хореографии, театра, и собственно жеста. Именно такое жестовое пение, на мой взгляд, имеет огромное развивающее значение.  Освоение нашими детьми жестовой речи – безусловно,  сам по себе факт положительный, но мы стараемся работать не над жестовым переводом  песни, а над наполнением произведения смыслом, жизнью, сценическим движением,  серьезно работая над текстом. Большое значение уделяем созданию образа каждого слова, тем самым развивая и мышление, и воображение, и речь.  В этой связи большое значение имеет отбор материала для жестового пения, его педагогическая целесообразность. Отдаём предпочтение песням, имеющим воспитательную направленность, независимо от тематики -   будь то песня о любви к матери, военная песня, или песня о сказке.

     Невозможно переоценить значение таких систематических занятий в социальной адаптации детей и семей, имеющих глухих детей. В нашей школе большинство детей – из семей слышащих родителей. Часто негативное отношение окружающих к глухим,  примеры которого и я встречаю в жизни, формирует у ребенка низкую самооценку: «Я не такой, как все; плохой; ничего не понимаю и не умею», чувство неполноценности. Иногда ребенок не находит понимания и в семье.  Чувство неполноценности возникает также и у родителей. Часто они стесняются своих детей. Нередко родителей преследует чувство вины перед своим неслышащим ребенком.

      Интерес окружающих к творчеству глухих, его высокая оценка, существенно повышают самооценку детей, веру в свои силы.  Это стимулирует детей для дальнейшего творческого развития.  Наши дети очень любят заниматься хореографией и жестовым пением и выступать. Они хотят заниматься любимым делом постоянно. Это помогает также и семье принять своего ребенка, поняв, что он – личность, талантливая и своеобразная.  Наши родители гордятся своими детьми -  лауреатами многочисленных конкурсов и фестивалей.

     Трудно переоценить развивающее значение поездок  наших учащихся на конкурсы. Оно значительно обогащает представления  ребят о мире, о своей стране, о событиях истории, о явлениях российской культуры.  Красная Площадь и Храм Христа Спасителя,  Невский проспект и Александро-Невская Лавра, Мамаев Курган и  Аллея Героев, Лермонтовские Тарханы, Рязанский Кремль – для них это всё не пустой звук, а пережитое и прочувствованное…

Наши ребята накопили уже большой опыт выступлений. Выезжая на различные конкурсы, фестивали, они учатся общаться со сверстниками, вступать в общение с незнакомыми людьми…  Участие в данных мероприятиях значительно расширяет «горизонты» жизни наших детей, способствует их интеллектуальному развитию. Становлению ребенка как самостоятельной, самоценной личности, включенной в жизнь общества.