Денисенко Ольга Николаевна, педагог высшей категории, руководитель коллектива художественной самодеятельности «Колибри» ГСУ СКОШ 1-2 вида (для глухих и слабослышащих)
Хореография и жестовое пение как пути коррекции
и социализации детей с нарушениями слуха
Мой опыт работы в школе глухих (а это 17 непростых лет, связанных с накоплением педагогического опыта) свидетельствует, что все больше становится случаев ненаследственной врожденной глухоты. 90% наших учащихся – из слышащих семей.
Вопрос о причинах этого давайте оставим медикам. А мы, люди, работающие с данной категорией детей, отмечаем, что большинство таких детей имеют интеллектуальные отклонения, недоразвитие эмоциональной, волевой сфер, двигательные нарушения. Из познавательных процессов наибольший недостаток обнаруживается в развитии мышления и воображения. Имеют место грубые дефекты воспитания, связанные с тем, что слышащие родители жалеют своих «больных» малышей, а потому дети растут в условиях вседозволенности.
Мой интерес к проблемам развития глухих детей неслучаен – сама являясь мамой глухой от рождения дочери, я все эти вопросы решала сначала для себя.
Перед нами стоит множество коррекционных задач в обучении и одна из самых серьезных – формирование социально приемлемого поведения, усвоение социальных норм.
Как показывает мой опыт, помочь в решении этих коррекционных задач могут регулярные занятия хореографией и жестовым пением.
Как известно, 40% глухих и слабослышащих детей имеют координационные нарушения. У наших учащихся нередко встречаются серьезные нарушения координации движения (мозжечковая недостаточность), а нарушения средней тяжести – у каждого второго. Эти дети поступают в школу со значительным недоразвитием двигательной сферы. Не могут ловить мяч, стоять на одной ноге, подпрыгивать, пройти по доске, лежащей на полу, нормально держать ложку… В процессе занятий хореографией и жестовым пением, дети, преодолевая свои двигательные затруднения, учатся получать удовольствие от движения.
Известно, что у глухих и слабослышащих детей страдает эмоциональная сфера. Часто они малоэмоциональны, плохо понимают чувства и настроения окружающих. Занятия танцами и жестовым пением помогают снять эти проблемы. Работая над танцевальной композицией, над композицией жестовой песни, дети учатся понимать и передавать настроение произведения. Им становятся понятны нюансы эмоционального состояния человека.
Кроме того, занятия хореографией играют большую роль в воспитании волевых качеств личности. Умение ставить цели и добиваться их, преодолеть усталость, плохое настроение – это те умения, которое формирует хореография. Причем они формируются быстрее и легче, чем на общеобразовательных предметах.
Хочется остановиться особо на вопросе о жестовом пении. Я рассматриваю этот жанр как синтез хореографии, театра, и собственно жеста. Именно такое жестовое пение, на мой взгляд, имеет огромное развивающее значение. Освоение нашими детьми жестовой речи – безусловно, сам по себе факт положительный, но мы стараемся работать не над жестовым переводом песни, а над наполнением произведения смыслом, жизнью, сценическим движением, серьезно работая над текстом. Большое значение уделяем созданию образа каждого слова, тем самым развивая и мышление, и воображение, и речь. В этой связи большое значение имеет отбор материала для жестового пения, его педагогическая целесообразность. Отдаём предпочтение песням, имеющим воспитательную направленность, независимо от тематики - будь то песня о любви к матери, военная песня, или песня о сказке.
Невозможно переоценить значение таких систематических занятий в социальной адаптации детей и семей, имеющих глухих детей. В нашей школе большинство детей – из семей слышащих родителей. Часто негативное отношение окружающих к глухим, примеры которого и я встречаю в жизни, формирует у ребенка низкую самооценку: «Я не такой, как все; плохой; ничего не понимаю и не умею», чувство неполноценности. Иногда ребенок не находит понимания и в семье. Чувство неполноценности возникает также и у родителей. Часто они стесняются своих детей. Нередко родителей преследует чувство вины перед своим неслышащим ребенком.
Интерес окружающих к творчеству глухих, его высокая оценка, существенно повышают самооценку детей, веру в свои силы. Это стимулирует детей для дальнейшего творческого развития. Наши дети очень любят заниматься хореографией и жестовым пением и выступать. Они хотят заниматься любимым делом постоянно. Это помогает также и семье принять своего ребенка, поняв, что он – личность, талантливая и своеобразная. Наши родители гордятся своими детьми - лауреатами многочисленных конкурсов и фестивалей.
Трудно переоценить развивающее значение поездок наших учащихся на конкурсы. Оно значительно обогащает представления ребят о мире, о своей стране, о событиях истории, о явлениях российской культуры. Красная Площадь и Храм Христа Спасителя, Невский проспект и Александро-Невская Лавра, Мамаев Курган и Аллея Героев, Лермонтовские Тарханы, Рязанский Кремль – для них это всё не пустой звук, а пережитое и прочувствованное…
Наши ребята накопили уже большой опыт выступлений. Выезжая на различные конкурсы, фестивали, они учатся общаться со сверстниками, вступать в общение с незнакомыми людьми… Участие в данных мероприятиях значительно расширяет «горизонты» жизни наших детей, способствует их интеллектуальному развитию. Становлению ребенка как самостоятельной, самоценной личности, включенной в жизнь общества.